Аронзон леонид кому что снится

Аронзон леонид кому что снится thumbnail

Аронзон: непонятый друг Бродского

Статья о жизни и творчестве яркого ленинградского поэта и соперника Иосифа Бродского.

Аронзон: непонятый друг Бродского

Леонид Аронзон (1939 – 1970) – одна из самых ярких фигур неофициальной ленинградской культуры 1950-70-х годов. Непохожий на других, сторонник форм, не загнанных в строгие рамки, поэт, экспериментатор и новатор. Именно поэтому Аронзон сначала непривычен для восприятия, словно чужеродный организм в литературной среде. Но если к чему-то чуждому со временем привыкаешь, то к нему привыкнуть нельзя – только полюбить. Навсегда.

***
Я выгнув мысль висеть подковой
живое всё одену словом
и дав учить вам наизусть
сам в кресле дельты развалюсь

***
Была за окнами весна.
За ней – другое время года.
На всей земле была погода
(по сути всё-таки одна).
И мне хотелось вон, наружу,
под дождь, под ласточек, под иву,
где рак беременный, натужась,
рожает нужное для пива.
Но окружённый чьим-то чувством,
лежал я медленно и грустно,
лежал я задом наперёд,
и ко всему, что в мире было,
я обращён был, как кобыла,
к тому, кого она везёт.

Анна Ефимовна Аронзон (1944)

Детство

Леонид Аронзон родился 24 марта 1939 года в Ленинграде в семье инженера-строителя Льва Моисеевича и врача Ханны Хаимовны (Анны Ефимовны). Он был вторым ребенком. В 1941 году, когда началась война, глава семейства был направлен на Урал для проектирования и строительства алюминиевых и магниевых заводов. Леонида и его старшего брата Виталия эвакуировали к отцу – в поселок Лёнва недалеко от города Березняки Молотовской области. Анна Ефимовна осталась в Ленинграде, но уже через год приехала в Лёнву, где ей поручили сформировать военный эвакуационный госпиталь. Семья воссоединилась. В сентябре 1944 года все, кроме Льва Моисеевича, вернулись в Ленинград.

Учеба

«Была школа послевоенных лет с переростками, курением, драками, недовольством учителей, угрозами исключения, первыми стихами», – напишет потом о жизни брата Виталий Аронзон. После окончания школы в 1957 году Леонид поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на биолого-почвенный факультет. Но к концу первого семестра он бросил учебу, а позже перевелся на историко-филологический факультет, сдав экстерном все экзамены за первый курс «на отлично». Можно сказать, что с этого момента и началась его неразрывная связь с литературой.

Лев Моисеевич Аронзон (1945)

Утро

Каждый легок и мал, кто взошел на вершину холма.
Как и легок и мал он, венчая вершину лесного холма!
Чей там взмах, чья душа или это молитва сама?
Нас в детей обращает вершина лесного холма!
Листья дальних деревьев, как мелкая рыба в сетях,
и вершину холма украшает нагое дитя!
Если это дитя, кто вознес его так высоко?
Детской кровью испачканы стебли песчаных осок.
Собирая цветы, называй их: вот мальва! вот мак!
Это память о рае венчает вершину холма!
Не младенец, но ангел венчает вершину холма,
то не кровь на осоке, а в травах разросшийся мак!
Кто бы ни был, дитя или ангел, холмов этих пленник,
нас вершина холма заставляет упасть на колени,
на вершине холма опускаешься вдруг на колени!
Не дитя там – душа, заключенная в детскую плоть,
не младенец, но знак, знак о том, что здесь рядом Господь.
Листья дальних деревьев, как мелкая рыба в сетях,
посмотри на вершины: на каждой играет дитя!
Собирая цветы, называй их: вот мальва! вот мак!
Это память о Боге венчает вершину холма!

***
Есть между всем молчание. Одно.
Молчание одно, другое, третье.
Полно молчаний, каждое оно –
есть матерьял для стихотворной сети.

А слово – нить. Его в иглу проденьте
и словонитью сделайте окно –
молчание теперь обрамлено,
оно – ячейка невода в сонете.

Чем более ячейка, тем крупней
размер души, запутавшейся в ней.
Любой улов обильный будет мельче,

чем у ловца, посмеющего сметь
гигантскую связать такую сеть,
в которой бы была одна ячейка!

***
Благодарю Тебя за снег,
за солнце на Твоём снегу,
за то, что весь мне данный век
благодарить Тебя могу.

Передо мной не куст, а храм,
храм Твоего КУСТА В СНЕГУ,
и в нём, припав к Твоим ногам,
я быть счастливей не могу.

Рита Пуришинская (середина 1960-х)

Любовь

На первом курсе учебы в университете Леонид Аронзон познакомился с Ритой Моисеевной Пуришинской. У них завязался роман, а летом 1958 года они поженились втайне от родителей. Леонид очень любил Риту, она была для него музой и поддержкой, первым слушателем и критиком его произведений.

Мадригал

Глаза твои, красавица, являли
не церкви осени, не церкви, но печаль их.
Какие-то старинные деревья
мне были креслом, ты – моей свирелью.
Я птиц кормил, я видел каждый волос
тех длинных линий, что сплетал твой голос.
Я рисовал его на вязкой глине полдня,
потом стирал, чтоб завтра утром вспомнить.

***
Я в Крым хочу, к ногам хочу твоим,
где всё вокруг напоминает Крым,
где тёплый дворик, с небом и джудой,
где тот же дворик, тесный от растений,
от частых звёзд и ночи молодой
и как-то не по-нашему осенней
высокой спальней с Овном и Тельцом
служил нам в этом мире золотом.
[То наяву, то в дрёме, то во сне
лежали мы в тавриде на спине.
Когда спускались с неба облака,
я ожидал за ними пастуха.
Слегка темней, чем ночи тишина,
метались мыши, может быть, одна.
Мне нравилось любить тебя в Крыму.
Мне хочется любить тебя в Крыму.]

Август

Жене

О не забудь налёты летние
на сонных птиц в пределах сада,
где, вырисовывая петли,
кленовый лист и плыл, и падал.
Храни в гербариях мишурных,
Читая летопись созвездий,
тот сад и лист, тех птиц и сумрак,
о август, месяц мой последний!

Читайте также:  К чему снится любить знакомого

Там, осенён печалью осени,
следил стрекоз в полёте призрачном,
а сад кишел шальными осами,
дрожал и плакал, и насильничал.
Тебя я принял веткой выгнутой,
я понял – женщина таится
в густом дожде, ах, эти выдумки!
метаморфозы: клён и птица!
Не сон ли сад? Но помни, к осени
вдали от сумрачной столицы
кленовый лист, по миру посланный,
летит, а вдруг не лист, а птица?

Работа

В начале 1960-х годов Аронзон преподает литературу в вечерней школе, летом подрабатывает пляжным фотографом в Крыму, а к концу 1966 года начинает писать сценарии документальных фильмов для студии «Леннаучфильм». Всего он стал автором более десяти фильмов.

Леонид Аронзон (1969)

Поэзия

Леонид начал писать стихи в 6 лет. Вместе с братом они увлекались поэзией и много читали, поэзия Пушкина, Баратынского, Маяковского, Мандельштама, Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого впоследствии окажут влияние на творчество Аронзона. Вплоть до 1964 года длится его поэтическое созревание, он отходит от вторичности и создает произведения, где звучит его – Аронзоновский – голос.  Сам Аронзон называл «материалом» своей литературы «изображение рая». И он изображает этот рай таким, каким его видит – в бесконечной осени, в садах, где жуки и стрекозы, в чистой и светлой любви к своей жене.

***
Сереет небо. Мёртвые, остыв,
хоронятся в траве, как будто струсив,
расхлябанные тянутся возы,
стенают оси, сиплые как гуси.
Созвездия за тучами плывут,
колёса расползаются по глине,
урча, из жил стекают на траву
ночные, в кровь расчёсанные ливни.

Смешав с тенями сумерки, сплетя
останки брани, ночь угомонилась,
тряслись огни за вёрстами дождя,
спала земля, затягивая жилы.

***
Развязки нет, один – конец,
а жизнь всё тычется в азы,
мой стих ворочая во мне,
как перекусанный язык.

И плащ срывается в полёт,
и, отражаясь в мостовых,
вся жизнь меж пальцами течёт,
а на ладони бьётся стих.

Да, стих, как выкрикнутый крик,
когда река скользит в дожди,
мой стих – не я, не мой двойник,
не тень, но всё-таки сродни.

Так вот мой стих – не я, рывок
в конец любви, в конец реки,
как слабый звон колоколов
от ветром тронутой руки.

Так отделись, мой стих, как звон,
как эхо, выкатись на крик,
чтоб губы, став подобьем волн,
меня учили говорить.

***
Все ломать о слова заостренные манией копья,
в каждой зависти чёрной есть нетленная жажда подобья,
в каждой вещи и сне есть разврат, несравнимый ни с чем.
Вот на листьях ручей. Так давай говорить о ручье.
Вот на листьях ручей. Это ранняя влага и свет.
Я смотрю на тебя, отраженного в дикой траве.
Просыпаться? Зачем? Ты во сне наклонишься к ручью.
Я тебя ничему так до смерти и не научу.
О, забейся, как лист, и, схватившись за ветвь, наклонись,
все скользя по траве, и цепляясь, и падая вниз.
О, язык отраженья, о, вырванный с мясом язык,
повторяешь с трудом зазубренные кем-то азы.
Вот на листьях ручей. Ты к нему наклонись не дыша.
Безглагольный зародыш под сердцем, все та же душа.
Вот на листьях ручей. А над ним облака, облака.
Это снова скользит по траве, обессилев, рука.
Будут кони бродить и, к ручью наклоняясь, смотреть.
Так заройся в ладони и вслушайся: вот твоя смерть.

Рай

Еще для Аронзона рай – это отражение, перевертыш, «выражение мироощущения, противоположное быту». «Тот быт, которым мы живём, – искусственнен, истинный быт наш – рай, и если бы не бесконечные опечатки взаимоотношений – несправедливые и тупые, – жизнь не уподобилась бы, а была раем. То, что искусство занято нашими кошмарами, свидетельствует о непонимании первоосновы Истины». А Истина в том, что Аронзон был поэтом от Бога. Или поэтом Бога. Он был самобытным и видел мир совершенно другими глазами. Он – созерцатель, он вглядывается в пространство, замечая то, чего, казалось бы, нет, словно мир – первозданный, а он в нём – первый человек. Аронзон считал, что «только творчество дает нам диалог с Богом». Но часто в своих стихах он «молчит». И не потому что ему нечего сказать, а потому что он вынашивает Слово.

Леонид Аронзон. Пустой сонет, 1969

Рай

Сел. Лес.
Я или лилия?
Рад Еве я и я Еве дар.
Кон Евы – венок,
а кон от меня – я нем; тон ока –
озера цвет, а те в царе зоо.
Я лев, веля, веля я лев!
Восторгу жив: вижу грот сов.
Мак. Дол. Я мёртв – он. Нов трём я лодкам:
Покоя, алгебры, духа. Ах! у дыр беглая окоп –
уведу деву!
Ужель лежу
и нет тени?

***
Не сю, иную тишину,
как конь, подпрыгивая к Богу,
хочу во всю её длину
озвучить думами и слогом,
хочу я рано умереть
в надежде: может быть, воскресну,
не целиком, хотя б на треть,
хотя б на день, о день чудесный:
лесбийская струя воды
вращает мельницы пропеллер,
и деве чьи-то сны видны,
когда их медленно пропели,
о тело: солнце, сон ручей!
соборы осени высоки,
когда я (в) трёх озёр осоке
лежу я Бога и ничей.

***
Стали зримыми миры
те, что раньше были скрыты.
Мы стоим, разинув рты,
и идём иконы свитой.
Нам художник проявил
на доске такое чудо,
что мы, полные любви,
вопрошаем: взял откуда?
Всё, что мы с трудом творим,
было создано до нас,
но густой незнанья дым
это всё скрывал от глаз.
Всё есть гений божества:
звуки, краски и слова,
сочетанья их и темы,
но как из тёмного окна
пред ним картина не видна,
так без участия богемы,
что грязь смывает с тёмных стёкол,
ничего не видит око.

Читайте также:  Снится что нашла золотую серьгу

Бродский

Леонид Аронзон очень ценил творчество Иосифа Бродского, с которым общался – они оба были ленинградскими поэтами одного времени, но совершенно разными, как в плане поэтики, так и в плане мировоззрения, несмотря на то, что Аронзона называли соперником Бродского. В начале 1960-х годов их общение прекратилось на фоне поэтических разногласий. Но до этого Иосиф помог Леониду устроиться рабочим в геологическую экспедицию на Дальний Восток – нужно было зарабатывать на жизнь. Оттуда Аронзон вернулся уже тяжело больным – остеомиелит, операция, семь месяцев в военном госпитале, инвалидность.

***

Бродскому

Серебряный фонарик, о цветок,
запри меня в неслышном переулке,
и расколись, серебряный, у ног
на лампочки, на звёздочки, на лунки.

Как колокольчик, вздрагивает мост,
стучат трамваи, и друзья уходят,
я подниму серебряную горсть
и кину вслед их маленькой свободе,
и в комнате оставленной, один,
прочту стихи зеркальному знакомцу
и вновь забьюсь у осени в груди
осколками, отбитыми от солнца.

Так соберём весёлую кудель,
как забывают горечь и обиду,
и сядем на железную ступень,
на го’рода истоптанные плиты,
а фонари неслышные мои
прошелестят ресницами в тумане,
и ночь по переулку прозвенит,
раскачиваясь маленьким трамваем.

Так соберём, друзья мои, кудель,
как запирают праздничные платья,
так расколись на стёклышки в беде,
зеркальный мой сосед и почитатель.
Фонарик мой серебряный, свети,
а родине ещё напишут марши
и поднесут на праздники к столу,
а мне, мой Бог, и весело, и страшно,
как лампочке, подвешенной к столбу.

Леонид Аронзон. Автопортрет (1966)

Смерть

Аронзон не принадлежал ни к одному литобъединению или течению. И это его угнетало. Он хотел добиться славы и уйти в неизвестность. В ночь на 13 октября 1970 года в горах под Ташкентом Леонид Аронзон погиб, выстрелив в себя из охотничьего ружья. Ему был 31 год. Родные были убеждены в версии самоубийства, так как Леонид на протяжении почти десяти лет страдал депрессией.

Еще в 1966 году он написал стихотворение, в котором «хотел рано умереть» и «воскреснуть», «хотя бы на треть». Но он воскрес в полную мощь и говорит с нами на языке рая, дарованного нам в наследие.

Ирина Гумыркина

Читать полностью в журнале “Формаслов”

Аронзон: непонятый друг Бродского

Источник

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Качество иллюстраций:

 
6

Возрастная аудитория:

0-3 года

Стихи довольно необычные, но очень веселые. Иллюстрации своеобразные. Но деткам очень нравится, они понимают автора. Очень понравилось, что есть стихи для изучения алфавита.

(рецензий 26 / оценок +30)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Качество иллюстраций:

 
10

Понравились стихи. Со смыслом. Начали их читать с рождения. Очень нравится стих про лошадок тпру и нооо. Иллюстрации смешные, но для более взрослого ребёнка, а нам пока ещё 4 месяца

(рецензий 44 / оценок +49)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+2

Увидела ссылку на эту книгу в списке литературы рекомендованной для детей от 0 до 2 лет, немного сомневалась, но прочитала рецензию Михаила Яснова и купила. Малышам все же рановато, если читать, то только выборочно. Я же прочитала с большим удовольствием. Очень рада, что познакомилась с творчеством Л. Аронзона. Книга получилась очень теплая, уютная и добрая. Стихи мне понравились, лаконичные, точные, не наигранные, озорные. Книга оставляет самые приятные впечатления.

(рецензий 45 / оценок +200)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+3

Качество иллюстраций:

 
10

Книжечка сделана с большой любовью: подборка стихов, замечательные акварельные иллюстрации, красивая тонированная бумага, уютный формат. А как результат огромное удовольствие от прочтения.

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Качество иллюстраций:

 
4

Возрастная аудитория:

Общая аудитория

Увы, откровенные зеленые сопли: корявые стишки с признаками “церебрального паралича”…

(рецензий 174 / оценок +7947)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+29

Леонид Аронзон (1939-1970) принадлежит к поколению ленинградского литературного андерграунда, наиболее ярко себя раскрывшего уже после преждевременной смерти поэта. Тем не менее, Аронзон занимает в нем одно из первых мест – по влиянию и значению; поэтический талант его не оспаривается, наследие собирается. Вот и эта книжка, собранная друзьями поэта и составленная знатоком поэтического авангарда Владимиром Эрлем, – тому свидетельство.
Вторая часть названия – «… и другие интересные случаи» отсылает нас к Хармсу, и это, естественно, не случайно: многие стихи того времени (тексты Аронзона, обращенные к детям, писались в шестидесятые годы прошлого столетия) создавались под влиянием заново открытого творчества обэриутов, которое во многом определило прежде всего «детскую составляющую» русской поэзии конца века.
В стихах Аронзона для детей обэриуты присутствуют в самой ткани стиха – тут и Хармс («Игра»), и Введенский («Город качается в небе ночном»), сама стилистика и ритмическая конструкция его поэтических текстов вписывают автора в эту плодотворную поэтическую традицию. С другой стороны, видны попытки сопоставить собственные опыты со стихами для детей начинавшего тогда же Олега Григорьева или с первыми книгами Александра Шибаева.
Не уверен, что все эти опыты Аранзона удались. Некоторые стихи из собранных в книге кажутся сегодня (мне, по крайней мере) скучноватыми, вялыми, недошлифованными, а то и просто банальными. Однако общий «настрой» книги (подкрепленный стилистически точными иллюстрациями Анны Флоренской) безусловно дает представление о тех попытках детского стихописания, что были свойственны многим тогдашним «взрослым» поэтам. Книжка превращается в какой-то степени в литературный памятник, и современный юный любитель поэзии, равно как и его родители, имеют возможность это понять и, надеюсь, оценить.

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+9

Очень приятная книга. Добавлю фото.

Источник

Описание книги

Эта книга должна стать ярким и полновесным дополнением ко “взрослому” творчеству Леонида Аронзона – дополнением, открывающим ценителям еще одну грань его поэтического мира. Эти стихотворения помогут и маленькому, и не очень маленькому, и совсем большому читателю присмотреться к миру так, чтобы увидеть в нем больше поводов для радости и игры. Книга «Кому что снится и другие интересные случаи» автора Леонид Аронзон оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.Для бе…

Эта книга должна стать ярким и полновесным дополнением ко “взрослому” творчеству Леонида Аронзона – дополнением, открывающим ценителям еще одну грань его поэтического мира. Эти стихотворения помогут и маленькому, и не очень маленькому, и совсем большому читателю присмотреться к миру так, чтобы увидеть в нем больше поводов для радости и игры. Книга «Кому что снится и другие интересные случаи» автора Леонид Аронзон оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

  • Просмотров: 86
  • Рецензий: 0

Информация об издании

  • Переводчики: не указаны
  • Серия: не указана
  • ISBN (EAN): 978-5-94282-641-3
  • Количество страниц: не указано
  • Языки: Русский
  • Возрастное ограничение: не указано
  • Год написания: 2011

К этой книге не добавлены цитаты

Эта книга еще не добавлена в подборки

К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи

К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ ТЕСТЫ

КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ

Евгений Онегин

Евгений Онегин

Роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” – одно из самых значительных произведений русской литературы. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. По словам известного критика В.Г. Белинского роман – “энциклопедия русской жизни” начала XIX века.

Гамлет

Гамлет

Одна из самых известных трагедий Шекспира и самых знаменитых пьес в мировой драматургии — о Гамлете, принце Датском. На ее страницах сосуществуют коварство, месть, преданность, любовь и предательство. Король Дании умер, и на его троне воцарился его брат Клавдий. Сыну покойного короля, Гамлету, является призрак отца, раскрывающий страшную тайну: он умер не своей смертью, а был убит братом. Гам…

Руслан и Людмила

Руслан и Людмила

Поэма молодого А.С. Пушкина, которая принесла ему славу и имя первого русского поэта. Киевский князь Владимир выдаёт свою красавицу дочь за могучего витяза Руслана. Но невеста таинственным образом исчезает в брачную ночь. Тогда князь объявляет что отдаст её тому кто её спасёт. На поиски похищенной княжны отправляются Руслан и три других витязя — все тайные поклонники княжны.

Сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане

Для многих поколений знакомство с русской литературой началось со сказок Александра Сергеевича Пушкина. “Сказка о царе Салтане…”, написанная в 1831 году, по праву считается венцом творчества поэта. Это любимая и знакомая с детства история о женитьбе царя Салтана, о завистливых сестрах царевны и жадной бабе Бабарихе, о доблестном князе Гвидоне и его прекрасной невесте Лебеди. 

Конёк-горбунок

Конёк-горбунок

Знаменитая сказка Петра Ершова о волшебном коньке-горбунке, который помог Иванушке выполнить все приказы глупого царя. Написанная более 180 лет назад, она до сих пор остаётся одной из самых любимых в народе сказок, ведь в ней остроумно высмеиваются и царь, и бояре, и купцы, и другие притеснители простых людей, а на стороне крестьянского сына Иванушки правда, добро и справедливость. Для младшего шк…

Василий Тёркин

Василий Тёркин

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незак…

Вредные советы

Вредные советы

Почитай! Поиграй! Подари! В книжке-гармошке Г. Остера самые вредные и полезные советы, большие картинки дяди Коли Воронцова иочень смешные открытки!

Отечественная классическая проза

8.4

Сказка о Золотом Петушке

Сказка о Золотом Петушке

Уже в дошкольном возрасте стоит прочитать малышам сказки А.С. Пушкина, познакомить их с чудесным сказочным миром, который он создал в своих произведениях и без которого мы уже не мыслим свою жизнь, свое духовное развитие. В эту книгу вошли “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и о работнике его Балде”, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” и “Сказка о рыбаке и рыбке”. Несомненно, что …

Айболит

Айболит

Такие книжки бывают только в детстве! В этой серии собраны любимые всеми стихи Корнея Чуковского. Ребёнок открывает книгу и попадает в волшебный мир сказки. Замечательные стихи, любимые герои и чудесные красочные иллюстрации не оставят равнодушным маленького читателя. Для дошкольного возраста.

Сказки

Сказки

Читая эту книгу, вы невольно почувствуете запах моря, шум его волшебных волн. Сюжет захватывающих романтических историй героев увлекает и заставляет искренне сопереживать им. Книга одинаково интересна и увлекательна как для детей, так и для взрослых.

Источник