Что мне снится страшного захаров
В ходе исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста по методике “Страхи в домиках” А.И. Захарова и М.А. Панфилова нами были получены результаты, которые мы представили в виде таблицы и изобразили на рис. Результаты исследования страхов по методике “Страхи в домике”
Рис.1. Результаты исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста
Результаты исследования показали, что количество страхов у детей данной группы не соответствует возрастной норме: их значительно больше – мальчики – 8 страхов, девочки – 11 страхов.
85% детей – боятся чужих людей;
77% детей – боятся нападения, бандитов, умереть, пожара;
69% детей – боятся оставаться одни дома, войны, уколов, животных;
61% детей – боятся Бабу Ягу, Кощея, чудовищ, больших улиц, площадей.
Рис. 2. Результаты исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста
Результаты исследования показали:
54% детей – боятся заболеть, заразиться, что умрут родители;
46% детей – боятся страшных снов, глубины, огня, зубных врачей.
Рис. 3. Результаты исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста
Результаты исследования показали:
38% детей – боятся машин, поездов, бури, землетрясения, высоты, крови, боли, резких звуков;
31% детей – боятся опоздать в детский сад, темноты, воды;
23% детей – боятся наказания, ложиться спать, перед сном, помещений;
8% детей – боятся маму… папу.
По проективной методике А.И. Захарова “Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем” у детей старшего дошкольного возраста получены следующие результаты, которые мы изобразили на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста
Результаты исследования проективной методики показали, что 77% детей боятся насекомых; 31% детей – боятся скелетов; 23% детей – боятся животных; 15% детей – боятся стихийных бедствий, приведений; 8% детей боятся темноты. В ходе исследования страхов у детей младшего школьного возраста по методике “Страхи в домиках” А.И. Захарова и М.А. Панфилова нами были получены результаты, которые мы представили в виде таблицы и изобразили на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста
Результаты исследования страхов у детей младшего школьно возраста показали что,
90% детей – боятся что умрут родители;
80; детей – боятся умереть;
75% детей – боятся нападения, бандитов;
60% детей – боятся бури, землетрясения, глубины;
55% детей – боятся опоздать в школу, животных;
50% детей – боятся страшных снов, пожара, войны.
Результаты исследования показали, что количество страхов у детей данной группы не соответствует возрастной норме: мальчики – 6 страхов, девочки – 9 страхов.
Рис. 6. Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста
Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста показали: 45% детей – боятся высоты, резких звуков, огня;
35% детей – боятся машин, поездов, самолетов;
30% детей – боятся заболеть, чужих людей, темноты.
Рис. 7. Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста
Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста показали, что 20% детей – боятся оставаться одни дома, помещений, врачей; 15% детей – боятся Бабу Ягу, Кощея, чудовищ; 10% детей – боятся наказания, ложиться спать, воды, больших улиц; 5% детей – боятся маму…папу, боли. Проективная методика А.И. Захарова “Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем” у детей младшего школьного возраста.
Рис. 8. Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста
Результаты исследования проективной методики показали, что
20% детей – боятся пауков;
15% детей – боятся собак;
10% детей – боятся черепов;
5% детей – боятся гололеда, заброшенных зданий, огня, бандитов, скелетов, животных, смерти, крови, высоты.
Полученные результаты мы подвергли математической обработке с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Сформулируем гипотезы.
Но: Корреляция между показателем количества страхов у детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между показателем количества страхов у детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста статистически значимо и отличается от нуля.
Далее нам необходимо проранжировать оба показателя, приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по двум переменным (признакам), и возвести эти разности в квадрат. Произведем все необходимые расчеты в таблице.
В Таблице 3 в первой колонке слева представлены ранги значений по показателю количества страхов у детей старшего дошкольного возраста. Во второй колонке слева представлены ранги значений по показателю количества страхов у детей младшего школьного возраста. В третьем слева представлены разности А между рангом по переменной А (количество страхов у дошкольного возраста) и переменной Б (количество страхов у младшего школьного возраста). В последнем столбце представлены квадраты разностей.
Таблица 3 Расчет d2 рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении упорядоченных перечней видов страха в дошкольной и школьной выборках
№ | Виды страхов | Ранг в дошкольном возрасте | Ранг в младшем школьном возрасте | d | |
1 | Что умрут родители | 9 | 1 | 8 | 64 |
2 | Умереть | 3 | 2 | 1 | 1 |
3 | Нападения, бандитов | 3 | 3 | ||
4 | Чужих людей | 1 | 11 | – 10 | 100 |
5 | Бабу Ягу, Кощея, чудовищ | 8 | 12 | – 4 | 16 |
6 | Опоздать в дет.сад. школу | 13,5 | 5,5 | 8 | 64 |
7 | Страшных снов | 10,5 | 8 | 2,5 | 6,25 |
8 | Животных | 6 | 5,5 | 0,5 | 0,25 |
9 | Бури, землетрясения | 12 | 4 | 8 | 64 |
10 | Воды | 13,5 | 13 | 0,5 | 0,25 |
11 | Огня | 10,5 | 10 | 0,5 | 0,25 |
12 | Пожара | 3 | 8 | – 5 | 25 |
13 | Войны | 6 | 8 | – 2 | 4 |
14 | Уколов | 6 | 14 | – 8 | 64 |
Сумма | 105 | 105 | 409 |
Далее был подсчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле: , коэффициент равен 0,101.
где d – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
N – количество ранжируемых значений (количество испытуемых).
Просмотрев полученные значения rкрит иrэмп , можно отметить, что корреляция между показателями не достигает уровня статистической значимости.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет судить о том, что различия страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста не значительны, но имеют свои особенности в проявлении. То есть можно сделать вывод о том, что полученные результаты статистически значимы во всей экспериментальной группе.
Проведенное нами исследование позволяет судить о том, что у детей старшего дошкольного возраста существуют свои особенности, причем количество страхов продолжает увеличиваться в младшем школьном возрасте, но и они имеют свои особенности.
Источник
Задачи, методы и процедура исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ №9 “Теремок” и в МОУ СОШ №5 г. Усть-Илимска. В исследовании приняли участие 13 детей старшего дошкольного возраста и 20 детей младшего школьного возраста.
Для исследования страхов у детей были использованы следующие методики: “Страхи в домиках” А.И. Захарова и М.А. Панфиловой и проективная методика А.И. Захарова “Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем”.
Описываемые далее методики позволяют оценить уровень страхов у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.
Рассмотрим методики, используемые нами для выявления детских страхов.
Методика А.И. Захарова и М.И. Панфилова “Страхи в домиках”
В процессе беседы выявляются и уточняются преобладающие виды страхов. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А.И. Захаровым. Условно они разделены на 7 групп: “медицинские” страхи: боли, уколов, крови, врачей и болезней; “страхи, связанные с причинением физического ущерба”: неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны; “страхи смерти себя и родителей”; “страхи животных и сказочных персонажей”; “страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты”; “социально-опосредованные страхи”: людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества; “пространственные” страхи: высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки. Беседа проводится с ребенком индивидуально, ему задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься…”: когда остаешься один; нападения; заболеть, заразиться; умереть; того, что умрут твои родители; каких-то людей; мамы или папы; того, что они тебя накажут; Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ, сказочных персонажей; опоздать в садик; страшных снов; темноты; волка, медведя, собаки, пауков, змей (страхи животных); машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); когда очень высоко (страх высоты); когда глубоко (страх глубины); в темной, маленькой комнате, посещении, туалете, переполненных автобусов (страх замкнутого пространства); воды; огня; пожара; войны; больших улиц, площадей; врачей (кроме зубных); крови (когда идет кровь); уколов; боли (когда больно); неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь).
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответ “да” – “нет” или “боюсь” – “не боюсь”. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутый ответ типа “не боюсь темноты”, а не “нет” или “да”. Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а, не зачитывая его.
Проективная методика А.И. Захарова “Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем”.
По мнению американского психолога К. Маковер, центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отражает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживай чувства страха. В инструкции ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится, то, что его пугает. Материалом для рисования является альбомный лист и набор цветных карандашей. По окончании ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т.е. вербализовать свой страх. Таким образом, предлагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущение в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление на конструктивный процесс личностных изменений.
Источник
Детям каждый день предлагалось рисовать по одному рисунку по заданным темам. Рисование проходило в спокойной атмосфере, дети самостоятельно могли выбирать простые или цветные карандаши для творчества. Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.
Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать. Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции.
В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны. Критерии рисунка – нарисован один, два, три, более четырех видов страха, не нарисован страх вообще.
Проанализировав рисунки «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», результаты вынесем в таблицу 4.
Таблица 4 – Результаты анализа рисунков детей на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём»
№ п/п | Имя ребенка, возраст | Критерии рисунка детей | ||||
Нарисовали один вид страха | Нарисовали два вида страха | Нарисовали три вида страха | нарисовали четыре и более видов страха | не нарисовали страх вообще | ||
1. | Максим Н. 7 лет. | – | – | – | + | – |
2. | Женя Н. 7 лет | – | – | – | + | – |
3. | Даша С. 7 лет | – | + | – | – | – |
4. | Максим С. 7лет | – | + | – | – | – |
5. | Полина А. 7 лет | + | – | – | – | – |
6. | Милена Г. 7 лет | + | – | – | – | – |
7. | Даша П. 7 лет | – | – | + | – | – |
8. | Милена Ш. 7 лет | – | + | – | – | – |
9. | Юля Г. 7 лет | + | – | – | – | – |
10. | Маша Ш. 6 лет | + | – | – | – | – |
11. | Клим П. 7 лет | – | – | + | – | – |
12. | Витя А. 6 лет | + | – | – | – | – |
13. | Ярослав М. 6 лет | – | + | – | – | – |
14. | Алиса П. 7 лет | – | – | – | – | – |
15. | Ева З. 7 лет | + | – | – | – | – |
16. | Маша Ш. 7 лет | – | + | – | – | – |
17. | Владик С.7 лет | – | – | – | + | – |
20. | Настя Э. 7лет | – | – | – | – | – |
21. | Артем Г. 6 лет | – | – | – | – | – |
22. | Вера К. 7 лет | – | – | – | – | – |
23. | Миланья К. 7 лет | + | – | – | – | – |
24. | Олеся К. 7 лет | – | – | – | – | – |
25. | Настя Г. 7 лет | – | – | – | – | – |
26. | Николь Х. 6 лет | _ | – | – | – | – |
Исследуя рисунки «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём» выяснилось, что 8 детей нарисовали один вид страха, 5 человек нарисовали два вида страха, 2 ребёнка нарисовали три вида страха, 3 человека нарисовали четыре и более видов страха, 8 детей не нарисовало страх вообще.
В процентном соотношении это выглядит таким образом:
- – 30,8% – нарисовали один вид страха;
- – 19,2% – нарисовали два вида страха;
- – 7,7% – нарисовали три вида страха;
- – 11,5% – нарисовали четыре и более видов страха;
- – 30,8% – не нарисовали страх вообще.
Результаты анализа рисунков по теме» Что мне снится страшное или чего я боюсь днем» отображены в рисунке.
Рисунок Результаты анализа рисунков по теме «Чего я боюсь днем или что мне снится страшное».
Таким образом, анализируя рисунки на тему «Чего я боюсь или, что мне снится страшное», можно сделать вывод, что большинство детей, в количестве 18 человек, что составляет – 69,2%, имеют один и более страхов, остальные же дети – 8 человек, что составляет – 30,8%, не нарисовали страх вообще.
Далее мы проанализировали рисунки 18 детей, нарисовавших страх. Рисунки и страхи получились самые разнообразные, что было выведено в таблицу 5.
Таблица 5
Результаты анализа рисунков по теме «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём» по видам страха
№ П/ П | Имя ребенка, возраст | Темнота | Чудовища | Насекомые | Приведения | Инопланетяне | Чужой человек в саду | Транспорт | Сказочные персонажи | Врачи, больница | Роботы | Скелеты | Перестрелка | Вампиры | Животные |
1. | Максим Н.7 лет. | – | – | + | – | + | – | + | – | + | – | + | + | – | – |
2. | Женя Н. 7 лет | – | – | – | – | + | – | + | + | – | + | – | – | – | – |
3. | Даша С. 7 лет | – | – | – | + | – | – | – | – | – | – | – | – | + | – |
4. | Максим С. 7лет | – | + | – | – | – | – | + | – | – | – | – | – | – | – |
5. | Полина А. 7 лет | – | – | – | – | – | – | – | + | – | – | – | – | – | – |
6. | Милена Г. 7 лет | – | – | + | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
7. | ДашаП. 7 лет | – | – | – | – | – | – | + | + | – | – | – | – | – | + |
8. | Милена Ш. 7 лет | – | – | + | + | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
9. | Юля Г. 7 лет | + | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
10. | Маша Ш. 6 лет | – | – | – | – | – | + | – | – | – | – | – | – | – | – |
11. | Клим П. 7лет | – | – | – | – | – | – | + | – | – | – | – | + | – | + |
12. | Витя А. 6 лет | – | – | – | – | – | – | – | + | – | – | – | – | – | – |
13. | Ярос лав М. 6 лет | – | – | + | – | – | – | – | – | – | – | + | – | – | – |
14. | Ева З. 7 лет | – | – | – | + | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
15. | Маша Ш.7лет | – | – | – | – | – | – | – | – | – | + | – | – | + | – |
16. | Владик С.7 лет | – | + | + | – | – | – | + | – | – | – | – | – | + | – |
17. | ЛизаЧ 6 лет | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | + | – |
18. | Миланья К. 7 лет | – | – | – | – | – | – | – | + | – | – | – | – | – | – |
Рассмотрев таблицу 5, мы видим, что 18 детей нарисовало 38 разновидностей страхов, которые были разделены на 14 групп. Для того чтобы узнать какие виды страхов превалируют у детей, мы составили таблицу 6 по частоте встречаемости этих страхов.
Таблица 6 – Частота встречаемости страхов по рисункам «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём»
№ п/п | Виды страха | Частота встречаемости |
1 | Транспортные | 6 раз |
2 | Сказочные персонажи | 5 раз |
3 | Насекомые | 5 раз |
4 | Вампиры | 4 раз |
5 | Приведения | 3 раз |
6 | Инопланетяне | 2 раз |
7 | Животные | 2 раз |
8 | Чудовища | 2 раз |
9 | Перестрелка | 2 раз |
10 | Роботы | 2 раз |
11 | Скелеты | 2 раз |
12 | Врачи, больница | 1 раз |
13 | Чужой человек в саду | 1раз |
14 | Темнота | 1 раз |
Из таблицы 6 видно следующее:
– на первом месте стоят транспортные страхи – 6 рисунков, что составляет 15,8% страхов из числа всех встречающихся страхов.
Эти страхи скорее всего связаны со страхом смерти, что свойственно для детей этого возраста, а также с тем, что обследуемые дети живут в городе, где большое количество машин, где происходят различные транспортные происшествия, а также телевидение каждый день передаёт информацию о ДТП, что, видимо откладывается в подсознании детей.
– второе место по значимости занимают страхи сказочных персонажей и насекомых по 4 рисунка – в процентном отношении – это составило по 13,1%.
Страх сказочных персонажей скорее всего связан с бурной фантазией детей.
– третье место – приведения 3 человека, что составляет 10,5%.
Эти страхи наверно возникают после просмотров соответствующих передач по телевидению, ведь дети очень легко внушаемы.
– четвертое место – это страхи, связанные с инопланетянами, чудовищами, роботами, перестрелками, скелетами, животными – по 2 рисунка – по 7,9%.
Страхи такого вида скорее всего возникают после компьютерных игр, после просмотра фантастики по телевидению.
– пятое место – это страх темноты, врачей, чужого человека в детском саду – по 1 рисунку – по 2,6%.
Страх этих видов могли возникнуть по многим причинам: врач когда-то сделал больно, а потом родители могли запугивать детей врачами; страх темноты мог возникнуть от какого-то испуга в темноте, а страх чужого в детском саду нужно исследовать в отдельности.
Результаты анализа рисунков детей старшего дошкольного возраста «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём» по частоте встречаемости страхов отображены на рисунке.
Рисунок Частота встречаемости страхов детей старшего дошкольного возраста по рисункам «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём»
Таким образом из таблицы 5 и рисунка 6 можно сделать следующий вывод: страхи 18 детей распределились по 14 группам:
– на первом месте – транспортные страхи – 15,8%;
– на втором – сказочные персонажи и нас…
Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами:
- – чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики;
- – педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик;
- – для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть;
- – с целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
Источник