Что тебе снится крейсер стихи
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой…
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встаёт над Невой?
Может, ты снова в тучах мохнатых
Вспышки орудий видишь вдали?
Или как прежде, в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули?
Волны крутые, штормы седые —
Доля такая у кораблей!
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.
Ветром соленым дышат просторы,
Молнии крестят мрак грозовой…
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
В час, когда утро встает над Невой?
Две последние строчки повторяются два раза
1973
К списку песен
Табулатура для гитары (Guitar Pro 5). Караоке
Михаил Матусовский. Тексты песен
Советский композитор Владимир Яковлевич Шаинский (р. 1925)
ВЛАДИМИР ШАИНСКИЙ
Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925 года в Киеве. С 11 лет начал заниматься скрипкой.
В 1941 году поступил в Ташкентскую консерваторию, а в 1943 году был призван в армию.
После войны поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет.
Работал во многих эстрадных оркестрах, в том числе в оркестре Леонида Утёсова.
В 1965 году закончил композиторский факультет Бакинской консерватории.
Шаинский известен главным образом как детский композитор.
Им написано более трёхсот песен для художественных и мультипликационных фильмов:
«Уголок России», «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идёт солдат по городу»,
«Песня Крокодила Гены», «Голубой вагон», «Улыбка», «Кузнечик», «Антошка», «Пропала собака»,
«Облака», «Мамонтёнок», «Вместе весело шагать…», «Когда мои друзья со мной», «Крейсер „Аврора“»,
«По секрету всему свету», «Чему учат в школе» и многие другие.
Композитор удостоен многочисленных государственных и общественных наград и премий.
Ежегодное собрание у легендарного крейсера
«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота. Назван в честь парусного фрегата
«Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны.
Заложен 23 мая 1897 года, а 11 (24) мая 1900 года торжественно спущен на воду по личной команде Николая
II, в присутствии двух императриц и многочисленных членов императорской фамилии.
Принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах.
В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, а с весны 1919 года — в консервации.
С сентября 1922 года крейсер стал использоваться в качестве учебного корабля.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда артиллерийские орудия
«Авроры» были сняты и установлены на южных подступах к городу.
Все члены экипажа героически погибли, защищая рубеж Воронья Гора — Киевское шоссе.
В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки.
Из дооктябрьского прошлого «Авроры» отметим участие в Цусимском сражении в составе 2-й эскадры
Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, а также участие в ночь на 22 октября 1904 в
обстреле английских рыболовецких судов, принятых за английские миноносцы.
Крейсер «Аврора» вошёл в историю как один из главных символов Великой Октябрьской
социалистической революции. Именно из его носового орудия 25 октября (7 ноября) 1917 года в 21:40
был произведён холостой выстрел, послуживший сигналом к т.н. «штурму» Зимнего дворца и аресту
Временного правительства, что явилось началом перехода власти к большевистски настроенным Советам.
В 1967 году «за выдающиеся заслуги военных моряков крейсера «Аврора»
в Великой Октябрьской социалистической революции и защите её завоеваний» корабль был награждён орденом
Октябрьской революции, на котором сам же и изображён.
В 1973 году режиссёром Романом Качановым был снят мультфильм «Аврора»,
в котором впервые прозвучала песня Владимира Шаинского на стихи Михаила Матусовского «Крейсер “Аврора”»
(фрагмент мультфильма с финальным исполнением песни можно посмотреть ниже).
В настоящее время на корабле расположен музей, напротив которого 7 ноября собираются все
поклонники исторического залпа (см. фотографии Валерия Пятинина
«Что тебе снится, крейсер “Аврора”?»,
«Сталин, мон амур» и
«Первомай адмирала Нахимова»).
КАДРЫ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «КРЕЙСЕР “АВРОРА”»
Режиссёр: Роман Качанов
Сценаристы: Роман Качанов и Рудольф Тюрин
Оператор: Теодор Бунимович
Роли озвучивали: Вячеслав Тихонов, Сергей Филиппов,
Клара Румянова, Мария Виноградова, Алексей Консовский
Киностудия «Союзмультфильм». СССР, 1973
Песня «Крейсер “Аврора”»
Источник
Жалко тебя, многоопытный крейсер «Аврора».
Ты, наблюдатель, охранник, хранитель безстрастный,
Видел порой страсти светлые, страсти простые,
Ярость с поста своего ты узрел многократно.
Как в ожиданьи живется? В качающих волнах
Чем отзывается ритм Великого моря?
Годен ли ты для приветливых лучиков Солнца?
Сможешь ли ты уберечь свое зрение ясным,
В радости встретить сестру, розоперстую Эос,
Ты, многоопытный юный крейсер «Аврора»…
Михайлов Георгий
*****
Что тебе снится Крейсер Аврора?
Что тебе снится на родных берегах?
Манит тебя далёкое море
И память о наших победных боях
Ты защищала родную отчизну
Ты защищала Матушку Русь
И проходя сквозь времени призму
У тебя на глазах огромная грусть
Спасибо за небо спасибо за звёзды
Спасибо за воздух что ты нам дала
В тебе ещё есть наверное грёзы
Где ты с моряками по морю плыла
Ты всё мечтаешь о плаванье дальнем
Ты всё мечтаешь о других берегах
Только увы всё это печально
Это останется только в мечтах
Гаврилов Роман
*****
Да Здравствуй, «Аврора», корабль гордой славы!
Доволен ли ты вероломной судьбой?
Нет больше могучей, великой державы.
Лишь гюйс, как и прежде, ещё над тобой.
Сегодня другого столетия веха.
Тот день исторический также далёк,
Как звук твоего судьбоносного эха
И символ свободы заметно поблёк.
Над синей Невой лебединая стая
Тебе на прощание машет крылом.
Скажи, славный крейсер, о чём ты мечтаешь:
Об осени хмурой? О прошлом, былом?
Теперь у причала стоишь на приколе.
И вид твой печален, погоде под стать:
Нет Славы, Почёта, нет радостей боле…
Какою Весну ты желаешь встречать?!
Толстой Дмитрий
*****
В нашем городе портовом
Ровно в полдень пушка бьёт.
В нашем городе «Аврора»
Знаменитая живёт.
Залп её победной песней
Был в семнадцатом году.
Из легенды этот крейсер,
В гости я к нему иду.
Каждый день, в любую пору,
Крейсер ждет своих друзей.
Приходите на «Аврору» —
Вверх по трапу — и в музей.
Скаченков Сергей
*****
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Может ты снова в тучах мохнатых
Вспышки орудий видишь вдали?
Или, как прежде, в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули?
Или, как прежде, в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули?
Волны крутые, штормы седые —
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.
Ветром соленым дышат просторы.
Молнии крестят мрак грозовой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Матусовский М.
*****
Мы с сыном к крейсеру Аврора
Приблизимся. Он скажет: «Пап,
Как, есть в пороховницах порох?
Давай взойдем на этот трап!»
По палубе мы с ним пройдемся.
Мой сын возьмется за штурвал.
В воспоминанье окунемся,
«Ах, если бы, дружок, ты знал,
Как дорог крейсер мне. К примеру,
Представь себе, сыночек мой,
Здесь стал я юным пионером,
Тогда был семьдесят восьмой.
И звался наш народ советским,
Сейчас тебе и не понять…
А ведь счастливым было детство!
И этого уж не отнять.
Герой ноябрьских демонстраций
Суровый крейсер. А вокруг
Неумолкание оваций,
Товарищ, камераде, друг!
Все, как один, в одном порыве
«Да здравствует! Ура! Ура!»
Всяк чувствовал себя счастливым —
И ветеран, и детвора.
И был всегда приятным грузом
В руках торжественный плакат…
Но нет Советского Союза…
И город уж — не Ленинград.
Жизнь изменилась, и так скоро…
И все-таки немножко жаль…
Пройдем по крейсеру Аврора
И с мостика посмотрим вдаль!»
*****
Знаю, «Аврора», ты помнишь бои,
Где получала ты раны свои.
Мадагаскар и мыс Доброй Надежды
Снятся тебе, может быть, как и прежде?
Дальний Восток и Ла-Манш покорила
Даже экватор не раз проходила!
Ну, а быть может ты помнишь налеты?
И как сбивала врагов самолеты?
Страну защищала ты от чумы —
Там получила пробоины ты!…
Помнишь ли контр-адмирала Энквиста?..
Ты побывала и в роли артиста —
В фильме была ты, как крейсер «Варяг».
Гордо несла на Цусиму свой стяг!
Знаю, что помнишь свой залп в октябре,
Может быть горько за выстрел тебе?
Только те залпы давно отзвучали…
Пушки твои на всегда замолчали.
Питер… Нева… жизнь, как будто сначала,
Ты экспонат, ты — музей у причала.
И средь Невы, средь речного простора
Что тебе снится, крейсер «Аврора»?
Бацанова Наталья
*****
Стоишь ты, молча, величаво…
Как страж над матушкой Невой…
Во сне к тебе приходит Слава…
Та, что так бредила тобой…
На мачте флаги ветер треплет…
Блестят на солнце якоря…
Авроры луч, как солнце светит…
Пронзая годы и века…
Как в темноте маяк небесный…
Светить он будет нам всегда…
Своей судьбой не без известный…
Свободу всем вселил в сердца…
Как талисман Санкт-Петербурга…
«Аврора» к нам с небес сошла…
Ещё твой выстрел помнит пушка…
Что Мир сменила навсегда…
Легендой ты навечно стала…
Живи и радуй нас всегда…
«Аврора» честь тебе и Слава…
Пусть вечно Бог хранит тебя.
Амелин Владислав
*****
Дует сердито северный ветер,
Город мой спит, кругом белая ночь,
Ночной автобус проехал где-то,
Кому-то спать совсем невмочь!
Крейсер «Аврора» стоит величаво,
Он вспоминает минувшие дни,
Залпом своим возвестил он начало
Эры здесь новой, сдавайтесь, враги!
Помнит наш город морские бушлаты,
В двух революциях город горел»,
Здесь восставали злые солдаты,
В городе враг никогда не «Сидел!»
Немец к тебе подобрался так скоро,
Город косил он смертельной косой,
«Что тебе снится, крейсер «Аврора»
В час, когда утро встаёт над Невой?»
Выстоял ты, народ не сломился,
Ладога крепко тебе помогла,
Ужас блокады навек не забылся,
Страдала ужасно тогда вся страна!
Васьков Михаил
*****
Застыл корабль навеки у причала,
Привычным стал трехтрубный силуэт,
И давний спор: «Стреляла или нет?» —
В который раз заводится сначала.
Кричит кричальщик в радиокричало:
«Купите на экскурсию билет!»
Волна с разбега бьется в парапет,
И кажется, что берег закачало.
Растет поблизости элитный дом,
И кто-то, глянув, думает о том,
Что, может быть, когда-нибудь, не скоро,
Когда совсем зашкалит беспредел,
Опять шарахнет по дворцам «Аврора»
И новый совершится передел.
Фонякова Ильи
*****
Что за невидимая сила…
К тебе опять меня несёт…
«Аврора» ветер шепчет мило…
Он на любовь ответа ждёт…
Тебя ласкают нежно волны…
Под килем плещется волна…
И небеса стальные горы…
Вокруг окутали тебя…
Как будто вглубь веков, столетий…
Ты смотришь не сдержать тебя…
И судеб всех, страны мгновений…
Твои венчают якоря…
Санкт-Петербург твой дом и гавань…
Форпост душевный для тебя…
Мечтаешь ты ещё поплавать…
По бороздить собой моря…
Мечтаешь с якорей сорваться…
Душой воспрянуть, полюбить…
И с океаном повенчаться…
И Землю всю исколесить.
Амелин Владислав
*****
С криком чайки кружатся
Над широкой рекой,
Не пугают их белые ночи.
Утопая в огнях, засиял Петербург,
Ослепив всех уставшие очи.
Разводные мосты — крылья тихой Невы,
Ощутив высоту, замирают.
Чтобы в небе парить
И преградой не быть кораблям,
Тем что вдаль уплывают.
Уплывая гудят — посылают сигнал
Кораблю, что стоит у причала.
Славный крейсер Аврора
Опустив якоря, замолчал,
Не дождавшись дозора.
Наступает рассвет. Плавно гаснут огни.
Как цветок распустившийся солнце.
По мостам, над Невой,
Мирной жизни поток…
Дивен град, что стоит на болоте!
Кондрат Свой
*****
Сказал мне дед: «Кончаем сборы,
Успели хорошо поесть.
Пойдем сегодня на «Аврору» —
Осмотрим всю её как есть».
«Старушка» бравая «Аврора»
Историю нам сберегла:
В бою Цусимском вражья свора
Осилить крейсер не смогла.
По ней снаряды били кучно,
Но не сдалась она врагам!
Пройдя моря, благополучно
Вернулась к невским берегам.
По кораблю идем, глазеем
На бак, спардЕк и на шкафУт,
Потом зашли мы в зал музея
И в трюм спустились меж кают…
А после дед сказал: «Погрейся,
Осталось ждать нам пять минут.
Ты не спеши покинуть крейсер —
Послушаем, как склянки бьют.»
А на корме так гордо реял
Во всей красе передо мной
Флаг Первозванного Андрея —
У моряков он боевой!
Хорватова Анна
*****
Старинные пушки смотрят сурово.
Балтийское небо над головой.
Тебе и не снилось, крейсер «Аврора»,
Что станешь ты символом драмы людской.
Легко распаляя мальчишеский гонор,
Лохматые личности к бунту вели.
Бушлаты, одевши солидно и споро,
На берег сходили твои патрули.
Ребятам сказали очкастые люди:
«Вы наша надежда. Вершители судьб.
Ваши потомки счастливыми будут.
Пусть мир этот рухнет. Развалится пусть!
Ленточки гордо легли на бушлаты.
Глаза молодые пылают огнем.
В развалку на берег уходят солдаты —
Бойцы революции смутных времен.
В слепую удачу едва ли поверя,
Очкастые дяди сидят за столом.
А голос веселый «над реями рея»,
Державу Российскую бросил на слом.
Их всех обманули лукаво и просто.
Как только был Зимний балтийцами взят,
Кровью матросской забрызгали остров
Под именем гордым российский Кронштадт.
Вожди рассчитали коварно и точно:
Флотские парни стали трезвей.
Надо парней «агитировать» срочно.
Бунт — это Хронос, что гложет детей.
Вины твоей нету, суровый «Аврора»,
Но тени сомнений на пушки легли.
Правда откроется очень нескоро
С тех лет, как сходили твои патрули.
Серых Валентин
*****
Он возвратится. Он придёт к ступеням
у Петроградской набережной. Свежий
балтийский ветер освятит мгновенья
прибытия домой объятьем нежным.
Сто метров славы тех гардемаринов,
что отправлялись в Порт-Артур на подвиг.
Сто метров стойких боя под Цусимой,
когда изорван флаг, но всё же — поднят!
Сто метров палубы, что на постой вернутся
(а под прицелом — жизни миллионов!),
что отделяли мир от революций:
по Зимнему — да холостым патроном!
Вернётся крейсер — цел, отполирован, —
слуга столетний, преданный отчизне!
Он, говорят, не будет пришвартован,
а возвратится вновь к привычной жизни…
Левина Виктория
*****
И встанут,
гордые, как горы,
смахнув с бушлатов пыль
легенд.
Матросы крейсера «Аврора»,
Матросы — вестники побед.
Они взойдут в октябрьский вечер
на берег,
вкованный в гранит.
И над страною невский ветер
упрямой песней прозвенит.
Матросы крейсера «Аврора»,
они пройдут,
чеканя шаг,
И ярче, чище вспыхнут зори
На всех
пяти
материках!
Сквозь все военные парады,
как самый первый наш парад,
Они пройдут
не славы ради
из Петрограда в Ленинград.
Штыки, горящие тревогой,
И взгляды,
полные добра,
Они шагали той дорогой,
которой Родина прошла.
И в перекрестье тысяч взоров
Под звёздный,
праздничный салют
Матросы крейсера «Аврора»
по Красной площади пройдут.
Баулин Павел
Источник
Ëåòîì 1910 ã. ýñêàäðà Áàëòèéñêîãî ôëîòà (áðîíåíîñöû «Öåñàðåâè÷» è «Ñëàâà», êðåéñåðà «Àäìèðàë Ìàêàðîâ», «Ðþðèê», «Áîãàòûðü») ïîä êîìàíäîâàíèåì êîíòð-àäìèðàëà Íèêîëàÿ Ñòåïàíîâè÷à Ìàíüêîâñêîãî ñîâåðøàëà ïîõîä â Ñðåäèçåìíîå ìîðå. Íà áîðòó «Öåñàðåâè÷à» íàõîäèëñÿ âåëèêèé êíÿçü Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷ ñî ñâèòîé, íà ìà÷òå áðîíåíîñöà ðàçâåâàëñÿ âåëèêîêíÿæåñêèé ôëàã.
19 àâãóñòà ýñêàäðà (áåç «Ñëàâû», êîòîðàÿ èç-çà ïîëîìêè ìàøèí îñòàëàñü âî ôðàíöóçñêîì Òóëîíå) çàøëà â ÷åðíîãîðñêèé ïîðò Àíòèâàðè (íûíå Áàð âíîâü íåçàâèñèìîé ×åðíîãîðèè) äëÿ ó÷àñòèÿ â ïðàçäíîâàíèè 50-ëåòèÿ öàðñòâîâàíèÿ êîðîëÿ ×åðíîãîðèè Íèêîëàÿ I. Òîðæåñòâà ïðîõîäèëè â ñòîëèöå ñòðàíû Öåòèíüå, êóäà è îòïðàâèëèñü ðóññêèå òåçêè êîðîëÿ, Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷ è Íèêîëàé Ñòåïàíîâè÷. Êîðîëþ áûë âðó÷åí ðîññèéñêèé ôåëüäìàðøàëüñêèé æåçë òàêèì îáðàçîì, ÷åðíîãîðåö ñòàë ïîñëåäíèì ðóññêèì ôåëüäìàðøàëîì.
Ïîñëå îêîí÷àíèÿ òîðæåñòâ ýñêàäðà óæå è áåç «Àäìèðàëà Ìàêàðîâà», óøåäøåãî íà Êðèò, ãäå îí íàõîäèëñÿ äî ýòîãî, îòïðàâèëàñü íàçàä â Ðîññèþ. Âåëèêèé êíÿçü Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷ ïî ïðè÷èíå íåîòëîæíûõ äåë íà ðîäèíå íå áûë ãîòîâ èäòè â îáðàòíûé ïóòü âîêðóã Åâðîïû íà «Öåñàðåâè÷å», îí ðåøèë åõàòü äîìîé íà ïîåçäå. ×òîáû âûñàäèòü êíÿçÿ, êîðàáëè äîëæíû áûëè çàéòè â ïðèíàäëåæàâøèé Àâñòðî-Âåíãðèè ïîðò Ôèóìå (íûíå Ðèåêà â Õîðâàòèè). Ôèóìå áûë îäíîé èç ãëàâíûõ áàç ÂÌÑ Àâñòðî-Âåíãðèè ñ ìîùíîé êðåïîñòüþ. Ðóññêèå êîðàáëè ïðèøëè òóäà 1 ñåíòÿáðÿ.
Îáÿçàòåëüíûì ðèòóàëîì ïðè çàõîäå áîåâûõ êîðàáëåé â èíîñòðàííûé ïîðò èëè ïðè âñòðå÷å äâóõ ýñêàäð, ïðèíàäëåæàùèõ ôëîòàì ðàçíûõ ñòðàí, áûë îáìåí òàê íàçûâàåìûì ñàëþòîì íàöèé, ñîñòîÿùèì èç 21 çàëïà (äëÿ åãî îñóùåñòâëåíèÿ íà êîðàáëÿõ èìåëèñü ñïåöèàëüíûå ñàëþòíûå ïóøêè). Ðóññêèé îòðÿä áûë â Ôèóìå ãîñòåì, ïîýòîìó ïåðâûì äàë ñàëþò îí.
Êðåïîñòü íå îòâåòèëà
Ýòî áûëî òÿæåëûì îñêîðáëåíèåì ðîññèéñêîãî Àíäðååâñêîãî ôëàãà è âîîáùå Ðîññèè. Òåì áîëåå, íà áîðòó «Öåñàðåâè÷à» íàõîäèëñÿ âåëèêèé êíÿçü. Ê íåìó è îòïðàâèëñÿ çà êîíñóëüòàöèÿìè àäìèðàë Ìàíüêîâñêèé.
Îäíàêî Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷ ïîâåë ñåáÿ â ýòîé ñèòóàöèè â âûñøåé ñòåïåíè ñâîåîáðàçíî. Îñêîðáëåíèå, íàíåñåííîå Ðîññèè, åãî íå çàäåëî. Âåëèêèé êíÿçü ñêàçàë Ìàíüêîâñêîìó, ÷òî ïîñëå óõîäà èç Àíòèâàðè «Öåñàðåâè÷» èäåò óæå íå ïîä åãî ôëàãîì, à ïîä ôëàãîì àäìèðàëà, ñëåäîâàòåëüíî, òîìó è ðàçáèðàòüñÿ â òîì, ÷òî ïðîèçîøëî, è ðåøàòü, êàê äåéñòâîâàòü.À ñàì Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷ ñåé÷àñ ïðîñòî ÷àñòíîå ëèöî, êîòîðîìó ïîðà íà ïîåçä. È îòáûë íà áåðåã.
Ïî÷òè ñðàçó ïîñëå òîãî, êàê âåëèêèé êíÿçü ïîêèíóë áîðò «Öåñàðåâè÷à», îòïðàâèâøèñü âåðøèòü ñâîè âåëèêèå äåëà, ê Ôèóìå ïîäîøëà àâñòðî-âåíãåðñêàÿ ýñêàäðà (áîëåå 20 áðîíåíîñöåâ è êðåéñåðîâ) ïîä ôëàãîì àâñòðèéñêîãî ìîðñêîãî ìèíèñòðà è êîìàíäóþùåãî âîåííî-ìîðñêèìè ñèëàìè ñòðàíû âèöå-àäìèðàëà Ìîíòåêêóêîëè. Ñíîâà áûë íåîáõîäèì îáìåí ñàëþòîì íàöèé. Ðóññêèå áûëè ãîñòÿìè, êðîìå òîãî, Ìîíòåêêóêîëè áûë ñòàðøå Ìàíüêîâñêîãî ïî çâàíèþ. Ïîýòîìó âíîâü ïåðâûìè ñàëþò äàëè ðóññêèå.
Ýñêàäðà, êàê è äî ýòîãî êðåïîñòü, íå îòâåòèëà.
Ýòî áûëî óæå îòêðûòûì âûçîâîì. Àäìèðàë Ìàíüêîâñêèé îòïðàâèëñÿ íà àâñòðèéñêèé ôëàãìàí çà îáúÿñíåíèÿìè.
Íà òðàïå àâñòðèéñêîãî áðîíåíîñöà ðóññêîãî àäìèðàëà âñòðåòèë êàïèòàí 1-ãî ðàíãà («êàïèòàí öóð çåå»), ôëàã-êàïèòàí àäìèðàëà Ìîíòåêêóêîëè. Îí, êàê áû ñòåñíÿÿñü, ñîîáùèë, ÷òî ó àâñòðèéñêîãî êîìàíäóþùåãî ñåé÷àñ ãîñòè, ïîýòîìó ïðèíÿòü Ìàíüêîâñêîãî îí íå ñìîæåò.
Ýòî áûëî òðåòüå ïîäðÿä îñêîðáëåíèå, íàíåñåííîå òåïåðü óæå ëè÷íî ðóññêîìó àäìèðàëó. Áîëåå òîãî, êîãäà êàòåð ñ Ìàíüêîâñêèì îòîøåë îò òðàïà àâñòðèéñêîãî êîðàáëÿ, åìó íå äàëè ïîëîæåííûé â ýòîì ñëó÷àå ïðîùàëüíûé ñàëþò.
Âåðíóâøèñü íà «Öåñàðåâè÷», Ìàíüêîâñêèé ïîèíòåðåñîâàëñÿ ó ìèííîãî îôèöåðà, â âåäåíèå êîòîðîãî âõîäèëà è ðàäèîàïïàðàòóðà, åñòü ëè ñâÿçü ñ Ïåòåðáóðãîì èëè, õîòÿ áû, ñ Ñåâàñòîïîëåì.Îôèöåð, ðàçóìååòñÿ, îòâåòèë îòðèöàòåëüíî, ñëèøêîì ñëàáûìè áûëè â òî âðåìÿ ïðèåìíèêè è ïåðåäàò÷èêè. Àäìèðàë, âïðî÷åì, íå îãîð÷èëñÿ. Äàæå îáðàäîâàëñÿ. Òåïåðü îí óæ òî÷íî áûë ñàì ñåáå õîçÿèí.
Ìåæäó òåì ê òðàïó «Öåñàðåâè÷à» ïîäîøåë àâñòðèéñêèé àäìèðàëüñêèé êàòåð ñ ñàìèì Ìîíòåêêóêîëè íà áîðòó. Âñòðåòèë åãî ëåéòåíàíò áàðîí Ëàíãå, ìëàäøèé ôëàã-îôèöåð Ìàíüêîâñêîãî. Îí íà áåçóïðå÷íîì íåìåöêîì ÿçûêå ñîîáùèë, ÷òî êîìàíäèð ðóññêîãî îòðÿäà ïðèíÿòü åãî ñâåòëîñòü íå ìîæåò, èáî â ýòî âðåìÿ îáû÷íî ïüåò ÷àé. Àâñòðèéñêèé êàòåð îòïðàâèëñÿ îáðàòíî, ïðè ýòîì ðóññêèå ïîëîæåííûé ïðîùàëüíûé ñàëþò äàëè. Òåïåðü îñêîðáëåíèå, íàíåñåííîå Ìàíüêîâñêîìó áûëî ñìûòî, ïî äàííîìó ïóíêòó ñòîðîíû îêàçàëèñü êâèòû. Îäíàêî îñòàâàëîñü îñêîðáëåíèå ãîðàçäî áîëåå òÿæêîå, íàíåñåííîå Àíäðååâñêîìó ôëàãó è, ñëåäîâàòåëüíî, Ðîññèè.
Ïîýòîìó íà àâñòðèéñêèé ôëàãìàí âíîâü îòïðàâèëñÿ êàòåð ñ «Öåñàðåâè÷à». Íà åãî áîðòó íàõîäèëñÿ ñòàðøèé ôëàã-êàïèòàí Ìàíüêîâñêîãî, êàïèòàí 2-ãî ðàíãà Ðóñåöêèé. Îí ïîòðåáîâàë îò àâñòðèéöåâ îôèöèàëüíûõ îáúÿñíåíèé ïî ïîâîäó òîãî, ïî÷åìó íè êðåïîñòü Ôèóìå, íè àâñòðèéñêàÿ ýñêàäðà íå îòäàëè ðóññêèì êîðàáëÿì ïîëîæåííûé ñàëþò íàöèé.
Àâñòðèéñêèé ôëàã-êàïèòàí, òîò ñàìûé, ÷òî ðàíüøå íå ïðèíÿë Ìàíüêîâñêîãî, òåïåðü áûë î÷åíü ëþáåçåí ñ ðóññêèì êîëëåãîé. Îí ñòàë ññûëàòüñÿ íà íåêèå òåõíè÷åñêèå è ñëóæåáíûå ïðîáëåìû è îïëîøíîñòè, ÿñíî äàâàÿ ïîíÿòü, ÷òî î÷åíü õîòåë áû çàìÿòü äåëî. Îäíàêî Ðóñåöêèé ïåðåäàë àâñòðèéöó êàòåãîðè÷åñêîå òðåáîâàíèå Ìàíüêîâñêîãî: çàâòðà â 8 óòðà, â ìîìåíò ïîäúåìà ôëàãà íà ðóññêèõ êîðàáëÿõ, è êðåïîñòü, è ýñêàäðà äîëæíû äàòü ñàëþò íàöèé.
Àâñòðèåö îáåùàë, ÷òî êðåïîñòü ñàëþò äàñò îáÿçàòåëüíî, à âîò ýñêàäðà íå ñìîæåò, ïî ïëàíó îíà äîëæíà óéòè â ìîðå â 4 óòðà. Â îòâåò Ðóñåöêèé ñîîáùèë, ÷òî íè íà êàêèå óñòóïêè ðóññêèå íå ïîéäóò è áåç ñàëþòà â ìîìåíò ïîäúåìà ôëàãà àâñòðèéöåâ èç áóõòû íå âûïóñòÿò. Àâñòðèéñêèé ôëàã-êàïèòàí âîçðàçèë, ÷òî èõ ýñêàäðà íå ìîæåò çàäåðæèâàòüñÿ. Ðóññêèé ôëàã-êàïèòàí îòâåòèë, ÷òî èçìåíåíèå óñëîâèé íåâîçìîæíî.
Ìàíüêîâñêèé, âûñëóøàâ âåðíóâøåãîñÿ Ðóñåöêîãî, îòäàë ïðèêàç ñâîèì êîðàáëÿì èçìåíèòü ïîçèöèþ. «Ðþðèê» âñòàë ïðÿìî ïîñåðåäèíå âûõîäà èç áóõòû Ôèóìå, «Öåñàðåâè÷» è «Áîãàòûðü» ïåðåìåñòèëèñü áëèæå ê áåðåãó. Íà êîðàáëÿõ áûëà ñûãðàíà áîåâàÿ òðåâîãà, îðóäèÿ ðàñ÷åõëåíû, çàðÿæåíû áîåâûìè çàðÿäàìè è íàâåäåíû íà àâñòðèéñêèé ôëàãìàí.
Íà àâñòðèéñêèõ êîðàáëÿõ è íà áåðåãó âñå ýòî, ðàçóìååòñÿ, ïðåêðàñíî âèäåëè è ñëûøàëè. È ïîíèìàëè, ÷òî äåëî ïðèíèìàåò íåõîðîøèé îáîðîò, êîòîðîãî îíè íå îæèäàëè. Äî ñèõ ïîð íåÿñíî, îñêîðáèëè àâñòðèéöû ðóññêèõ íàìåðåííî èëè ïî ïðè÷èíå áàðäàêà, êîòîðîãî â «ëîñêóòíîé èìïåðèè» õâàòàëî. Íî òåïåðü ïîñëåäñòâèÿ áûëè íàëèöî.
Äâàæäû êàòåð ñ àâñòðèéñêèì ôëàã-êàïèòàíîì õîäèë íà «Öåñàðåâè÷à», îáúÿñíÿÿ, ÷òî àâñòðèéñêàÿ ýñêàäðà îáÿçàòåëüíî äîëæíà óéòè, îíà íå ìîæåò æäàòü äî 8 óòðà. Ìàíüêîâñêèé îáà ðàçà çàÿâèë, ÷òî îá óñòóïêàõ íå ìîæåò áûòü è ðå÷è.
Ðóññêèé àäìèðàë ïðåêðàñíî ïîíèìàë, ÷òî â ñëó÷àå áîÿ ìåæäó ýñêàäðàìè íèêàêèõ øàíñîâ ó íåãî íåò, ïðåâîñõîäñòâî àâñòðèéöåâ, ñ ó÷åòîì îðóäèé êðåïîñòè, áûëî ïðèìåðíî 10-êðàòíûì (äàæå åñëè èãíîðèðîâàòü òîò ôàêò, ÷òî ê àâñòðèéöàì áûñòðî ìîãëè ïîäîéòè äîïîëíèòåëüíûå ñèëû, ðóññêèå æå â Ñðåäèçåìíîì ìîðå íèêàêîãî ïîäêðåïëåíèÿ æäàòü íå ìîãëè).
Ñêîðåå âñåãî, íå óäàëîñü áû ïîòîïèòü äàæå îäèí êîðàáëü ïðîòèâíèêà. Áîëåå òîãî, äåéñòâèÿ ðóññêîãî îòðÿäà ïî÷òè íåèçáåæíî ñòàíîâèëèñü ïðè÷èíîé âîéíû ìåæäó Ðîññèåé è Àâñòðî-Âåíãðèåé.
È åùå, Ìàíüêîâñêèé ïðÿìî «ïîäñòàâëÿë» âåëèêîãî êíÿçÿ Íèêîëàÿ Íèêîëàåâè÷à, êîòîðûé â ýòîò ìîìåíò íà ïîåçäå ðàññåêàë ïðîñòîðû Àâñòðî-Âåíãðèè. Âåëèêèé êíÿçü â ñëó÷àå íà÷àëà áîåâûõ äåéñòâèé â áóõòå Ôèóìå àâòîìàòè÷åñêè ñòàíîâèëñÿ çàëîæíèêîì, ÷òî óâåëè÷èâàëî âåðîÿòíîñòü ïåðåðàñòàíèÿ èíöèäåíòà â ïîëíîìàñøòàáíóþ âîéíó. Âïðî÷åì, ñóäüáà Íèêîëàÿ Íèêîëàåâè÷à âðÿä ëè âîëíîâàëà Íèêîëàÿ Ñòåïàíîâè÷à. Âîçìîæíî, îí äàæå èñïûòàë áû íåêîòîðîå óäîâîëüñòâèå, ïîäñòàâèâ ëóêàâîãî öàðåäâîðöà, ñòîëü ðàâíîäóøíî îòíåñøåãîñÿ ê îñêîðáëåíèþ ñâîåé äåðæàâû.
Íå èñêëþ÷åíî è òî, ÷òî Ìàíüêîâñêèé âîîáùå íå ïîäóìàë ïðî âåëèêîãî êíÿçÿ. Ïîòîìó ÷òî ÷åñòü ñòðàíû è Àíäðååâñêîãî ôëàãà áûëè ïðåâûøå âñåãî. Îôèöåðîâ ó÷èëè, ÷òî çà íåå íàäî óìèðàòü. Âåñòè ñåáÿ ïî-äðóãîìó ïðîñòî íåâîçìîæíî (äà, áûë óæå øåñòèëåòíåé äàâíîñòè ïîçîð ñäà÷è àäìèðàëîâ Ðîæäåñòâåíñêîãî è Íåáîãàòîâà âî âðåìÿ Öóñèìñêîãî ñðàæåíèÿ, íî áîëüøèíñòâî ôëîòñêèõ îôèöåðîâ èìåííî ïîçîðîì åãî è ñ÷èòàëè). Ïîýòîìó òðè ðóññêèõ êîðàáëÿ ãîòîâèëèñü âîåâàòü ñ äâóìÿ äåñÿòêàìè àâñòðèéñêèõ, ïîääåðæàííûõ ìîùíîé êðåïîñòüþ.
Íî÷üþ íà îáåèõ ýñêàäðàõ íèêòî íå ñïàë. Áûëî âèäíî, êàê àâñòðèéñêèå êîðàáëè è êðåïîñòü àêòèâíî ïåðåìèãèâàþòñÿ ñèãíàëüíûìè îãíÿìè.  4 óòðà àâñòðèéñêàÿ ýñêàäðà íà÷àëà ðàçâîäèòü ïàðû, èç òðóá ïîâàëèë äûì. Íà ðóññêèõ êîðàáëÿõ àðòèëëåðèñòû æäàëè êîìàíäû íà îòêðûòèå îãíÿ. Åñëè áû àâñòðèéöû äâèíóëèñü ñ ìåñòà, îíà áû ïîñòóïèëà íåìåäëåííî.
Òîëüêî àâñòðèéöû íå óøëè, äàæå ÿêîðÿ íå ïîäíÿëè. Âèäèìî, îíè ïðåêðàñíî îñîçíàâàëè ñâîå ïîäàâëÿþùåå ïðåèìóùåñòâî â äàííûé ìîìåíò â äàííîì ìåñòå, íî ïîíèìàëè, ÷òî ïî êðàéíåé ìåðå ôëàãìàíà ðóññêèå èçóðîäîâàòü óñïåþò. È ÷òî íà÷èíàòü âîéíó, ïðè÷èíîé êîòîðîé ñòàíåò èõ ñîáñòâåííîå íè÷åì íå îáúÿñíèìîå õàìñòâî, âðÿä ëè ñòîèò.
Èíòåðåñíî, êñòàòè, êàê áû ïîøëà èñòîðèÿ, åñëè áû ôèóìñêèé èíöèäåíò äåéñòâèòåëüíî ñòàë ïðè÷èíîé íà÷àëà âîéíû ìåæäó Ðîññèåé è Àâñòðî-Âåíãðèåé? Íàñêîëüêî ìàñøòàáíîé îíà áû îêàçàëàñü è, ãëàâíîå, ïðèøëè áû íà ïîìîùü Àâñòðî-Âåíãðèè äðóãèå ÷ëåíû Òðîéñòâåííîãî ñîþçà (Ãåðìàíèÿ è Èòàëèÿ), à íà ïîìîùü Ðîññèè äðóãèå ÷ëåíû Àíòàíòû (Âåëèêîáðèòàíèÿ è Ôðàíöèÿ)? Òî åñòü íà÷àëàñü áû Ïåðâàÿ ìèðîâàÿ íà 4 ãîäà ðàíüøå?
È ê «íàñòîÿùåé» Ïåðâîé ìèðîâîé åå ó÷àñòíèêè áûëè, â îáùåì, íå î÷åíü ãîòîâû, õîòÿ «ïîäãîòîâèòåëüíûé ïåðèîä» ìåæäó âûñòðåëîì â Ñàðàåâî è íà÷àëîì ñîáñòâåííî âîéíû çàíÿë áîëüøå ìåñÿöà, à çäåñü ïðèøëîñü áû âîåâàòü áóêâàëüíî «ñ êîëåñ», ïîýòîìó ñîñòàâ ó÷àñòíèêîâ, òå÷åíèå è èñõîä âîåííûõ äåéñòâèé áûëè áû ñîâåðøåííî íåïðåäñêàçóåìû.
À åñëè áû âîéíà îñòàëàñü äåëîì òîëüêî äâóõ âòÿíóòûõ â íåå ñòðàí (õîòÿ íà íàøåé ñòîðîíå ñ ãàðàíòèåé, áëèçêîé ê 100 %, âîåâàëè áû Ñåðáèÿ è ×åðíîãîðèÿ), òî ïî÷òè íàâåðíÿêà Ðîññèÿ áû îäåðæàëà â íåé ïîáåäó. Ïî êðàéíåé ìåðå, â õîäå Ïåðâîé ìèðîâîé ðóññêèå ïî÷òè âñåãäà ïîáåæäàëè àâñòðèéöåâ, à óæ åñëè áû òåì íå ïîìîãàëè íåìöû, òî â èñõîäå âîéíû îñîáî ñîìíåâàòüñÿ íå ïðèõîäèòñÿ. Ïðè÷åì Àâñòðî-Âåíãðèþ â ýòîì ñëó÷àå, ñêîðåå âñåãî, æäàëà áû òà æå ñóäüáà, ÷òî è â ðåàëüíîì 1918 ã., ïîëíàÿ äåçèíòåãðàöèÿ.
 ýòîì ñëó÷àå Ïåðâîé ìèðîâîé ïîòîì áû ïðîñòî íå áûëî Ãåðìàíèÿ íå ñìîãëà áû âîåâàòü â îäèíî÷êó, ò. å. âñÿ èñòîðèÿ ÷åëîâå÷åñòâà îêàçàëàñü áû ñîâåðøåííî èíîé, âåäü èìåííî ýòà âîéíà, êàê ñåé÷àñ ÿñíî, ñòàëà ïåðåëîìíûì ìîìåíòîì â èñòîðèè, êàê ìèíèìóì, åâðîïåéñêîé, êàê ìàêñèìóì ìèðîâîé öèâèëèçàöèè, à ïðî ðîññèéñêóþ èñòîðèþ è ãîâîðèòü íå÷åãî.
Âïðî÷åì, óòðîì 2 ñåíòÿáðÿ 1910 ã. â áóõòå Ôèóìå ëþäè íà ðóññêèõ è àâñòðèéñêèõ êîðàáëÿõ îöåíèòü ýòî âñå, ðàçóìååòñÿ, íå ìîãëè, çàãëÿäûâàòü â áóäóùåå è ñåé÷àñ åùå íèêòî íå íàó÷èëñÿ. Îíè ïðîñòî æäàëè, íà÷íåòñÿ ëè áîé çäåñü è ñåé÷àñ.
 8 óòðà, êàê ïîëîæåíî, êîìàíäû áûëè ïîñòðîåíû íà ïàëóáàõ ïåðåä öåðåìîíèåé ïîäúåìà ôëàãà. Êîìàíäèðû êîðàáëåé îòäàëè ïðèâû÷íóþ êîìàíäó «Íà ôëàã è ãþéñ! Ñìèðíî! Ôëàã è ãþéñ ïîäíÿòü!» Ïðàâäà, â ýòîò ðàç çà êîìàíäîé, åñëè áû àâñòðèéöû ïîâåëè ñåáÿ òàê æå, êàê è íàêàíóíå, ìîãëà ïîñëåäîâàòü âîéíà.
Íî ýòîãî íå ñëó÷èëîñü. Êàê òîëüêî ôëàãè è ãþéñû íà «Öåñàðåâè÷å», «Ðþðèêå» è «Áîãàòûðå» ïîøëè ââåðõ, çàãðîõîòàëè ñàëþòíûå ïóøêè êðåïîñòè Ôèóìå è âñåõ êîðàáëåé àâñòðèéñêîé ýñêàäðû.Ìàíüêîâñêèé ñ÷èòàë çàëïû. Èõ áûëî äâàäöàòü îäèí, ïîëíîöåííûé ñàëþò íàöèé. Ðóññêèé àäìèðàë âûèãðàë ýòîò áîé. Îí îäíîé ñâîåé âîëåé îòñòîÿë ÷åñòü Àíäðååâñêîãî ôëàãà è ÷åñòü Ðîññèè. Ïðîäåìîíñòðèðîâàâ ãîòîâíîñòü ïðîëèòü ñâîþ è âðàæåñêóþ êðîâü, îí ïðåäîòâðàòèë êðîâîïðîëèòèå.
Àâñòðèéñêèå êîðàáëè ñðàçó íà÷àëè ñíèìàòüñÿ ñ ÿêîðåé è äâèíóëèñü â ìîðå ìèìî ðóññêîãî îòðÿäà. Ìàíüêîâñêèé ïðåêðàñíî çíàë ìîðñêèå îáû÷àè. Êîìàíäû «Öåñàðåâè÷à», «Áîãàòûðÿ» è «Ðþðèêà» áûëè âûñòðîåíû âî ôðîíò, îðêåñòðû çàèãðàëè àâñòðèéñêèé ãèìí. È òåïåðü âñå áûëî ÷åñòü ïî ÷åñòè. Àâñòðèéñêèå êîìàíäû òîæå áûëè ïîñòðîåíû êàê ïîëîæåíî, à îðêåñòðû çàèãðàëè ðóññêèé ãèìí. Ññîðèòüñÿ ñ ðóññêèìè îíè áîëüøå íå õîòåëè, ñëèøêîì äîðîãî ýòî îáõîäèëîñü.
4 ñåíòÿáðÿ óøëè èç Ôèóìå è ðóññêèå, èõ ìèññèÿ áûëà âûïîëíåíà. Èõ âîëÿ îêàçàëàñü ñèëüíåå âîëè àâñòðèéöåâ.
Âïðî÷åì, ìîæåò áûòü, íàäî ïîæàëåòü î òîì, ÷òî òîãäàøíèå õîçÿåâà Ôèóìå îêàçàëèñü íå òîëüêî õàìàìè, íî è òðóñàìè. Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, íà÷íèñü âîéíà ìû áû åå ïî÷òè íàâåðíÿêà âûèãðàëè, ïðåäîòâðàòèâ, òàêèì îáðàçîì, êàòàñòðîôó 1917 ã. Íî, âèäèìî, õàìñòâî è òðóñîñòü íåðàçäåëèìû, ïîýòîìó âñå ïîøëî òàê, êàê ïîøëî.
Ôèóìñêèé èíöèäåíò êàíóë â Ëåòó, åãî âñå çàáûëè. Çàáûëè è åãî ãëàâíîãî ãåðîÿ àäìèðàëà Ìàíüêîâñêîãî.
×åðåç äåâÿòü ëåò, êîãäà íå áûëî óæå íà ïëàíåòå íè Ðîññèéñêîé, íè Àâñòðî-Âåíãåðñêîé èìïåðèé, à «Öåñàðåâè÷» (ïåðåèìåíîâàííûé â «Ãðàæäàíèíà»), «Áîãàòûðü» è «Ðþðèê» ãíèëè â Êðîíøòàäòå (íè îäèí èç ýòèõ êîðàáëåé â ìîðå áîëüøå íå âûøåë), â ìàëåíüêîì ðóññêîì ãîðîäå Åëüöå 60-ëåòíèé âèöå-àäìèðàë Íèêîëàé Ñòåïàíîâè÷ Ìàíüêîâñêèé áûë àðåñòîâàí Â×Ê è óáèò â òþðüìå.
 ýòîì æå 1919 ã. íà Áàëòèêå òðàëüùèê «Êèòîáîé», êîðàáëèê âîäîèçìåùåíèåì 280 ò ñ äâóìÿ ìàëåíüêèìè ïóøêàìè, óøåë îò êðàñíûõ â Ýñòîíèþ, ïîäíÿâ Àíäðååâñêèé ôëàã.  íà÷àëå 1920 ã. èç-çà âîçìîæíîñòè çàõâàòà ýñòîíöàìè «Êèòîáîé», êîòîðûì êîìàíäîâàë ëåéòåíàíò Îñêàð Îñêàðîâè÷ Ôåðñìàí, äî ýòîãî âîåâàâøèé â àðìèè Þäåíè÷à â êà÷åñòâå òàíêèñòà, äâèíóëñÿ âîêðóã Åâðîïû â Êðûì, ê Âðàíãåëþ. 27 ôåâðàëÿ îí ïðèøåë íà ðåéä Êîïåíãàãåíà, ãäå ñòîÿëà ìîùíàÿ àíãëèéñêàÿ ýñêàäðà âî ãëàâå ñ ëèíåéíûì êðåéñåðîì «Õóä». Êîìàíäóþùèé ýñêàäðû ïðèêàçàë «Êèòîáîþ» ñïóñòèòü Àíäðååâñêèé ôëàã, ïîòîìó ÷òî Áðèòàíèÿ åãî áîëüøå íå ïðèçíàåò.
Åñëè îòðÿä Ìàíüêîâñêîãî â Ôèóìå óñòóïàë àâñòðèéöàì ïðèìåðíî â 10 ðàç, òî áîåâûå ïîòåíöèàëû «Êèòîáîÿ» è àíãëèéñêèõ êîðàáëåé áûëè â ïðèíöèïå íåñîïîñòàâèìû. Òåì íå ìåíåå Ôåðñìàí îòêàçàëñÿ ñïóñêàòü ôëàã è çàÿâèë, ÷òî áóäåò âîåâàòü.
Êîíôëèêò áûë óëàæåí íàõîäèâøåéñÿ â Êîïåíãàãåíå âäîâñòâóþùåé èìïåðàòðèöåé Ìàðèåé Ôåäîðîâíîé. Áëàãîäàðÿ åé òðàëüùèê, íå ñïóñòèâøèé ôëàãà, áûë ñíàáæåí ïðîäîâîëüñòâèåì è óãëåì. Îí äîøåë äî Ñåâàñòîïîëÿ, ïðèíÿë ó÷àñòèå â ýâàêóàöèè àðìèè Âðàíãåëÿ èç Êðûìà è âìåñòå ñ äðóãèìè êîðàáëÿìè ×åðíîìîðñêîãî ôëîòà óøåë â òóíèññêèé ïîðò Áèçåðòà. Îñêàð Ôåðñìàí óìåð â 1948 ã. â Àðãåíòèíå.
Ìàíüêîâñêèé íè÷åãî íå óçíàë î ñâîåì äîñòîéíîì íàñëåäíèêå Ôåðñìàíå. À ñòðàíà çàáûëà îáîèõ.
Источник