Земфира с что ей снится

Земфира с что ей снится thumbnail

Земфира Рамазанова выпустила новый альбом.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Прозвучит странно, но Земфира Рамазанова выпустила самый светлый, жизнеутверждающий и откровенный за последние годы альбом Borderline (дословно: «на грани», а в психиатрии — ПРЛ, пограничное расстройство личности). Певица призналась, что купила собаку, играет в мобильные игры, сидела на антидепрессантах, перенесла две болезни за один месяц, а еще простила и попросила прощения у любимой мамы, которая ей лгала, нанесла «страшные раны» и хотела назвать другим именем.

Более того, Земфира специально для Apple Music лично снабдила пояснением, сделанным не через губу, каждый трек. Когда такое было видано? Земфира вернулась, она явственно хочет говорить со слушателем и даже многократное упоминание слова «ад» не избавляет от мысли — ей снова нравится жить.

«КП» приводит комментарии рокерши, обычно отгороженной от публики и СМИ бетонной стеной (стиль, орфография и пунктуация — авторские).

таблетки

мои давнишние друзья – припеву много лет. он был и был, что с ним делать дальше, я не знала, иногда напевала в минуты раздражения.

в какой-то момент мой племянник отправил мне гитарный рифф для этой песни, и завертелось. классическая, но нечастая в наши дни история – я вдохновляю тебя, ты вдохновляешь меня, пинг-понг. получив этот рифф, закончила песню за пару дней. дальше оставалось лишь воплотить замысел. это оказалось очень трудно – пандемия, закрытые границы, невозможность выехать в студию, которая бы меня устраивала. в итоге барабаны сыграл Дэннис из Майями, бас и гитары – племянник, живущий в Лондоне, клавиши и вокал записаны в Москве, а свел все это Джошуа из Нэшвилла. вот такой интернациональный трэк.

это нетипичный для меня трэк, но да, это отличный трэк, чтобы начать альбом, первый за 8 лет.

ок

мой привет Цою. цитата из моей самой любимой его песни («Печаль» – Авт.). попытка осознать и интегрировать то ощущение, что я испытываю при прослушивании его песни, в собственную модель мира. началась она с риффа на акустике – очень люблю акустику и сочинять риффы на ней. сделав песню, написала моему приятелю Дариусу из группы Archive с просьбой послушать песню и сделать ее более убедительной. результат превзошел все ожидания! удивительный экспириенс, удача.

этим летом

еще один долгожитель. мы презентовали её в 2013 году, в рамках проекта «Учпочмак». у неё было много аранжировок и настроений, та, что в альбоме – самая точная. после концерта в Дубае, первого за много лет, я созвонилась со старым другом и он сказал: «Земфира, я слышу диссонанс, текст темный, а подача слишком легкомысленная», я задумалась. действительно, такое иногда случается, я заигрываюсь, особенно когда песня существует долгое время. попыталась начать все заново, прочитать песню заново. записали четырех барабанщиков, трижды переписали гитары, трижды – бас, и наконец успокоились.

пальто

моя любимая песня. ее могло и не быть, если бы Дима, прослушав припев, не сказал: «я такое люблю». а дальше – вопрос чувств и вдохновения – куплеты я написала за один день, лежа в больнице. но главное для меня в этой песне – ее свет. я редко пишу светлые песни, но каждый раз, когда они появляются, они меня обезоруживают.

в этой песне мне очень дорога партия баса – я хотела в этой партии выразить свой респект Полу Маккартни, выдающемуся басисту. бас у Пола поет, продолжает песню, ее мелодию – это происходит потому, что он сам пишет свои песни.

многие недооценивают бас-гитару, тогда как это важнейший инструмент. хороших басистов мало, многие пренебрегают этим инструментом и мало кто хочет играть на нем. я обожаю бас-гитару, и в этом альбоме куча отличных бас-партий, в том числе в этой песне.

камон

никак не удавалось дописать куплеты. вообще, это моя проблема – я пишу песню, быстро схватываю настроение и состояние, набрасываю слова и отползаю. спустя время приходится возвращаться, ловить «то» состояние и пытаться дописать. главное в ней – «я стою на краю, дальше звезды и океан» и шум океана. его мы долго искали и нашли в киношных библиотеках.

она эффектная, и многие, кто слышит, говорят: «о, привет, Тарантино». на самом деле это никакой не Тарантино, это любовь Тарантино к американской музыке, серф-гитаре, но да, спасибо Тарантино, что он популяризировал этот жанр.

том

песня про очень близкого мне человека.

несмотря на кажущуюся простоту, партии гитары и баса очень сложные, мы записали их не с первого раза. играли несколько барабанщиков, выбрали Эша, известного персонажа в английской музыкальной среде, имеющего собственный патент снятия звука. очень люблю эту песню за ее легкость и грусть. с ней можно бесконечно сидеть, резать и править. отдых для ушей и сердца. нравится абсолютно всем музыкантам, которые пытались её сыграть.

жди меня

я написала ее в час ночи, накануне случилась ссора. вокал пела в семь утра, его и оставила, лучше спеть не удалось. тот случай, когда чувства оказались сильнее техники. в обед приехал Дима и сыграл пианино и скрипки.

после я бесконечно редактировала, ходила по кругу, что-то добавляла, что-то убирала. но в итоге, все осталось так, как случилось в самый первый день.

Читайте также:  К чему снится покупать птичку

я думаю, это лучшая моя песня за многие годы.

абьюз

абьюз – новое слово в нашем языке. психологическое насилие – мощное понятие, я попыталась его осознать.

написала ее в Париже. инструментов – ноль, способов записать – ноль, постоянно пропевала внутри, чтобы не забыть. вернувшись домой, все зафиксировала, и захотелось сделать другую последнюю часть – нервную,

неправильную, поломать грув – басист Артем предложил и сыграл отличный рифф. первый микс, который сделали для альбома.

остин

одна из первых песен, написанных для альбома, то есть я уже знала и понимала, что пишу песни для альбома. мне сложно объяснить, о чём она. об одиночестве, конечно, но не только. я собрала ее из каких-то частей – барабаны из одной песни, бас из другой. но с самого начала я слышала финальный результат. отправила Ренате первую версию, она спросила: «что за Кэтрин, что за Робби?»

потом возникла история с плэйрикс. я выяснила, что разработчики игры, в которую я играю и о главном герое которой я пою, из России, решили действовать сообща.

мы пробовали записать многих барабанщиков – англичанина, американца, русского. все говорили: «отличный вайб», но меня никак не устраивал результат. в итоге записали Дэна Маринкина. вокал – самый первый.

да, я написала ее в ноябре, самом мрачном и безысходном месяце.

мама

я много лет хотела написать песню про маму.

у меня не получалось. я не понимала, как выразить то, что хочу. решение пришло случайно, вытекло из репетиции, из того, что играла группа. на следующий день я заперлась в квартире и сделала этот трэк.

после мы пытались переписать то, что было. но оставили барабаны Зингера и бас Тильдикова – они в некотором смысле соавторы этой песни. так же как и Дима, который написал главный рифф. в общем, абсолютно внутривенный трэк, от начала и до конца сделанный только нами.

он дискомфортный, сложный, болезненный, но одновременно один из моих самых любимых.

крым

я выпустила гитарную версию в апреле, потому что мне хотелось как-то отреагировать на создавшееся положение вещей. мы оказались заперты в своих квартирах, прервали привычный ход жизни – мне захотелось крикнуть.

изначально я написала ее на пианино, я помню день, помню обстоятельства.

я всегда хотела слышать ее под пианино. в этой версии я приблизилась к тому, что слышу в своей голове, когда пишу, позволила себе все, что хочу и люблю.

удивительный случай, спустя время я опять ее полюбила.

снег идет

еще один очень личный трэк – мы торчали с Темой в пробках, купив собаку. я нервничала и постоянно смотрела вверх на светофоры. шел снег.

снег в моей жизни многое значит. и действительность, и метафора, и детство, и нечто очень красивое – в инструментальной части я пыталась с помощью звуков его визуализировать.

я давно хотела включить эту песню в альбом, но постоянно была не уверена. в какой-то момент я купила кучу музыкальных библиотек. времени было много, и я позволила себе расслабиться. сделала весь трэк сама.

идеальный конец.

Источник

Спустя восемь лет тишины Земфира, музыкант, который, кажется, всегда мог сделать что-то из ряда вон, выпустила новый альбом “бордерлайн”. Она писала его долго и неспеша, во время самоизоляции. Музыкант старой школы, Земфира не гонится за прослушками, не выпускает по 100 синглов и сниппетов в преддверии выхода альбома, не запускает тренды в Tik-Tok. И чем больше расширяется современная индустрия, тем больше ты понимаешь, что в таком ретроподходе что-то есть: когда тебя не мучают бесконечными затравками, тебе не приходится считать секунды до полуночи. Магия случается в один момент — и все, альбом появляется. Было бы хорошо, если бы еще и альбом тоже был хорошим. 

В бесконечном потоке поп-музыки, кальян-рэпа, одинаковых битов и в ситуации, когда интересные проекты не замечает никто, кроме Telegram-каналов или узкой тусовки, ждешь, что появится кто-то достаточно сильный и важный, кто этот порочный круг разорвет и покажет, как нормально работать и писать музыку. 

Но, конечно, мыслить такими категориями неправильно и никто никому ничего не должен. Земфира — с ее статусом и влиянием — тоже, даже несмотря на то, что она заняла такое место в русской музыке, что практически каждую молодую певицу сравнивают с ней. Каждый ее альбом был событием, практически каждый трек становился хитом и звучал из каждого утюга. Есть даже легенда, что год, когда Земфира выпускает альбом, будет очень плодовитым на релизы. 

Наверное, всеобщее негодование и первые отрицательные отзывы как раз и связаны с тем, что певица просто не оправдала всеобщие ожидания. После неофициального объявления о скором выходе альбома мы все ждали, что она ворвется в эту суету и действительно наделает шума, но этого не случилось (Земфира, в конце концов, вам не Ресторатор). Врывается она только на первом треке “таблетки”, первые 40 секунд которого — лучшее, что есть на этой пластинке. Наверное, в них вообще заключена главная ценность альбома — живой звук и неплохой гитарный рифф, а еще энергетика, которая почему-то отсутствует во всем остальном альбоме. И дело тут не в быстром темпе или качающем ритме: просто все остальные треки выглядят как черно-белые наброски, как зарисовки. 

Читайте также:  К чему снится что рвота

Судя по “бордерлайну”, Земфира решила остаться на стороне тех, кто не гонится за трендами (не выпускать песни-мемы, не делать фиты с популярными рэперами). В самом деле, иногда для большого артиста это правильное решение — придерживаться своей дороги, особенно когда у тебя есть опыт, мастерство, хорошие музыканты и, конечно, собственная поэтика и язык. Но иногда такое решение дает не очень удачные плоды. 

За восемь лет, что Земфира молчала, мир очень сильно изменился, девочки, которые переживали свои подростковые депрессии вместе с воронами-москвичками, давно выросли, а Земфира как будто нет. Она будто все еще сидит на подоконнике, смотрит на дождь и слышит запах ванили. Если все еще держать за константу то, что это артист, который вкладывает в свои музыку и тексты всего себя и максимально искренне, то получается, что локдаун (во время которого певица и заканчивала свой альбом) она пережила так — ужасно сложно, депрессивно, одиноко, тоскуя по чему-то, чего уже нет, и играя в видеоигры. Проблемы в песнях Земфиры масштабировались в тяжелую депрессию, выход из которой она видит довольно мрачным: ну уж слишком много на альбоме про ад и смерть. 

Она, как и все люди на планете, тоже думала, чем занять себя в четырех стенах. Очевидно, что музыка не всегда была для нее панацеей и спасением в одиночестве. Пример тому — “остин” и клип, который снят по мотивам популярной игрушки Homescapes о дворецком, который восстанавливает фамильный особняк. Визуальная составляющая тут главная (ну точно не тексты с рифмами “кошерно-скверно”). Погружаясь в историю Остина через мрачный видеоряд, где все, что он любил и чем дорожил, рушится под тяжестью времени, мироздания и перемен, легко ностальгировать о том, чего не вернуть и не отстроить. 

Весь “бордерлайн” — это как раз про ностальгию, про то, как все изменилось и ушло далеко вперед, остается только стоять и смотреть на это со стороны. Как противовес безотрадному “остину” — трек “пальто”: другая интонация, более мажорная мелодия, но тема все та же. Только Земфира тут не остается, а уходит сама. Это могло бы быть красивым прощанием, которого у многих артистов так и не случается.

Все это неспешное томное качание на волнах меланхолии упирается в “абъюз” — совершенно чужеродный по тематике трек, причем не только в альбоме, но и в остальной музыке самой Земфиры. Трудно поверить в то, что человек, который раньше мог расписать самую страшную боль красивыми метафорами и вплести их в чувственные мелодии и трогательную музыкальную ткань, теперь разрождается банальным и странным припевом, состоящим из повторения этого англицизма (интересно, что пропевает она его на манер “Миллиона алых роз” Аллы Пугачевой). 

Не стоит ждать тут каких-то больших открытий, поисков нового языка или стиля. Земфира в целом остается все в тех же условиях, что и в начале нулевых. Те же чайки, океан, те же гитары, фортепиано, скрипки. Только сама музыкальная ткань почему-то становится томительнее и монотоннее. Иногда у нее появляются здоровские гитарные риффы, как в песнях “том” или “таблетки”, настолько здоровские, что кажутся чужеродными в этом море одинаковых нот. 

Видимо, мы просто что-то не понимаем про нынешнюю Земфиру. И что-то про нее очень хорошо понимает ее близкая подруга Рената Литвинова, которая пару недель назад назвала новую пластинку певицы гениальной. Земфира, вероятно, слушает старую музыку (хорошую), сравнивает себя даже с Томом Йорком и сама тоже сильно ориентируется на треки в духе Джека Уайта из нулевых. И все же “бордерлайн” явно не лучший представитель рок-музыки и точно никак не попадающий в нынешнее течение жанра. С другой стороны, опять же, Земфира никому ничего не должна, и, может, потом мы поймем ее “войну с у***ным миром”.

Кадрия Садыкова

Источник

Земфира 8 лет молчала и наконец-то разродилась новым, прямо скажем, долгожданным альбомом «Бордерлайн», вызвавшим бурю разных эмоций и оценок — от обвинений в том, что она осталась в подростковом периоде и так и не повзрослела, до искренних восторгов от того, как тонко она передала атмосферу, в которой мы все живём. Для одних альбом — глоток чистого воздуха, для других — страдания депрессивной женщины. 

В переводе на русский «бордерлайн» (borderline — англ.) — пограничное расстройство личности. Как правило, пациенты с таким диагнозом страдают импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации…

Так что уже в названии есть ключ к понимаю, почему альбом получился таким безысходным с точки зрения текстов, которые очень откровенны и порой чрезмерно жестоки по отношению к себе, близким людям, к миру в целом. Например, «Мама». Казалось бы, уж про маму можно было бы и что-то светлое. Но нет, Земфира беспощадна и тут: «…я любви не знала», «помню этот ужас», «тысячу раз хотела написать, тысячу раз хотела рассказать, что ты мне врала, любимая мама, ты нанесла мне страшные раны». И в финале страшное по своей сути признание: «…ты меня жди, я буду скоро». 

Читайте также:  К чему снится говяжья голова

Земфира с что ей снится

«Пора бы уже Земфире вырасти и поумнеть, простите, — написала на моей страничке в Фейсбуке одна из коллег Дженнет Арльт. — Тексты подростка, который зависает в ВК. Музыкальные аранжировки великолепны, но это, кстати, не только её заслуга. А вот тексты… Она осталась в своём ЖЖ десятиклассницы. Хороший артист растет вместе со своей аудиторией, по ходу наращивая новых, а она каждые восемь лет новых подростков завоевывает. Выплеснула свою депрессию, а все так счастливы — вау, Земфира выпустила свой новый альбом за 8 лет!!! В чем достижение-то?» 

На мой взгляд, альбом Земфиры — несомненное достижение. Он не оставляет никого равнодушным. С точки зрения музыки, аранжировочных решений это высший пилотаж! Земфира на голову, а то и две выше многих своих коллег по цеху. Она вынашивала альбом 8 лет, записывала его 2,5 года. Она скрупулезно, дотошно выверяла каждую нотку, каждый звук. Мало у кого из российских музыкантов есть такое терпение. Есть в этих песнях и игра словами, и небанальные рифмы — фирменный стиль Земфиры. И с этой точки зрения это лучшее музыкальное высказывание за последние несколько лет на русском языке. Очень откровенное. Но! От текстов и правда веет холодом и беспросветностью. Минор на миноре. Земфира взрослеет, и чем она взрослее, тем мрачнее ее песни. Похоже, самое продуктивное творческое состояние Земфиры — это депрессия. Никакого просвета в конце туннеля. Я выдернул несколько строчек из каждой песни, хотя понимаю, что это неправильный, очень журналистский подход — выдергивать из контекста. Ну, уж простите. 

Земфира.

«…таблетки кончаются, демоны молятся, обычный прозак, закончится дождь, и кто-то умрет, сегодня лучший день, чтобы забыть тебя, разлюбить тебя, я буду как тень, и все мы умрем, я стою на краю, нам гореть в аду, нам сойти с ума, столько боли в нас, пишу назло, как нам не повезло, как бы не сгореть мне, приглашаю тебя в свой собственный ад, ты не любишь меня, невозможно дышать, ты выглядишь плохо, кожа да кости, хочу напиться, откуда столько жестокости, поматросил и бросил, ты бесишь меня, Остин, бесконечные злость и боль, и твоя жизнь превратится в ад, ты не будешь со мною жить даже в самом счастливом сне, замерзли в машине, менты обнаглели…». Страшно! Мрачно! Безысходно!

«Вот буквально вчера была на конкурсе молодых композиторов (на фестивале Башмета в Сочи), — признается питерский музыковед Елена Истратова, — и была просто утомлена беспросветной одинаковостью депрессивной, мертвой музыки. Тоже спросила у молодых коллег, мол, чего так все мрачно-то? Поступил мой „любимый“ ответ: „Видимо, в нашей стране жизнь такая, что иная музыка не пишется“. Вот еле удержала себя за язык, чтобы не сказать банальное: „А во время войны, когда были созданы самые гениальные, красивые и человечные песни, видимо, было просто зашибись, так розово жить!!! Короче, ад у людей в душе и головах“». 

«Для меня Зефира — это губка, — сказал про альбом музыкальный продюсер Леонид Бурлаков, который приложил руку и голову к записи первых песен певицы в 90-е. — Она впитывает всё, что нас окружает. Когда она писала альбом в 1999 году, а песни из него были написаны до экономического кризиса 1998 года, там было много света, молодости, радости. Сейчас она дает нам то, что мы видим, где находимся. Кто-то должен был обмакнуть нас во всё это. Песня „Пальто“ просто гениальна! А какое по своей откровенности признание в песне „Мама“: „Жди, я буду скоро“. Песня „Жди меня“ — это пример того, что обреченное может быть радостным. Я целых 8 месяцев живу с этим альбомом: Земфира показывала мне все эти песни в разной степени готовности, пока работала над ними. И за это время я пришёл к своей любимой в этом альбоме песне „Жди меня“. Она перекрывает мрак своей бесконечной жаждой жизни. Это круче, чем любые пошлые песенки, которые становятся сегодня хитами. Это то настоящее искусство, которое даёт людям Надежду». 

Певица Земфира.

«Вот послушала два раза подряд, а это для меня ого-го какой показатель, — написала российская пианистка, педагог, солистка Московской государственной филармонии, заслуженная артистка РФ. — И как будто мне снова столько лет, как когда вышли альбомы „ПММЛ“ и „Вендетта“. Она цепляет, не знаю, чем и как… Пусть депрессивно, но это не чернуха. Однозначно, она главный рок-музыкант для моего поколения. За „Жди меня“ вообще отдельное спасибо».

«Я уже понял, чем богаче и успешнее, тем тоскливее и угрюмее, — утверждает пользователь Олег Дивов. — Вот чего не хватает и везде чёрное мерещится? Ну, если сознание расширяет с помощью наркоты — это одно дело, а если на душе кошки скребут, то это к доктору бегом. Вы бы хотели, чтобы ваши дети этот мрак слушали?»

В недавнем интервью музыкальный критик Артем Троицкий, отвечая на вопрос, почему у российских рок-музыкантов такие грустные песни, сказал мне: «Какая жизнь, такие и песни». Не знаю, я как-то по-иному воспринимаю жизнь, хоть она, конечно, и у меня не всегда веселая. И в этом смысле мы с Земфирой кардинально не совпадаем.

Источник